Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Жанры
Новелла
Новелла

Новелла (итал. novella, букв.— новость), малый прозаич. жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует т. з. на Н. как разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремит. сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиц. строгостью. Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета — центр, перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события.

В отличие от рассказа — жанра новой лит-ры на рубеже 18— 19 вв., выдвигающего на первый план изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам,— Н. есть иск-во сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами, обращенное прежде всего к деятельной, а не созерцат. стороне человеческого бытия. Новеллистич. сюжет, построенный на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную, распространен во мн. фольклорных жанрах (сказка, басня, ср.-век. анекдот, фаблио, шванк).

Лит. Н. возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец — <Декамерон> Дж. Боккаччо), затем в Англии, Франции, Испании (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес). В форме комич. и назидат. Н. происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом превратностями мире. Впоследствии Н. в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестеств. происшествия, разрывы в цепи социально-историч. и психол. детерминизма.

Расцвет Н. в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст, Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н. В. Гоголь) вобрал в себя культ трагииронич. игры случая, разрушающего ткань повседневности. В кон. 19'— нач. 20 вв. к жанру Н., обнажающей ^изломы” судьбы, ее таинств, игру с человеком, обращаются (с разных мировоззренч. и эстетич. позиций) Ги де Мопассан, О. Генри, Л. Пиранделло, С. Цвейг, Акутагава Рюноскэ, Ш. Андерсон и мн. др.; в рус. литре — А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин (“Темные аллеи”), В. В. Набоков. Заруб, новеллистика последних десятилетий отличается гротескной заостренностью персонажей, изощренно-рациональной композицией при иррациональности содержания, эксперимент. усложненностью формы (X. Борхес, X. Кортасар, Г. Бёлль, Ф. 0'Коннор, А. Зингер, Дж. Чивер и мн. др.). В сов. лит-ре жанр Н., продуктивный в 20-х гг. (И. Э. Бабель, Вс. В. Иванов, А. Грин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин) и запечатлевший резкие метаморфозы и фабульную остроту послереволюц. действительности, впоследствии вытесняется более органичным для рус. лит. традиции жанром рассказа. В совр. сов. многонац. лит-ре жанр Н. представлен в творчестве И. П. Друцэ, Р. Ибрагимбекова, Ф. Искандера, А. Кима, Е. Ф. Гуцало. Близки к Н. нек-рые рассказы Ю. П. Казакова, Ю. М; Нагибина, А. Г. Битова.

Источник: "Литературный энциклопедический словарь" под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева, М., "Советская энциклопедия", 1987