Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Победа-80
Поэт в шинели: правда войны в поэзии Сырбая Маулен...

10.05.2025 1331

Поэт в шинели: правда войны в поэзии Сырбая Мауленова

Поэт в шинели: правда войны в поэзии Сырбая Мауленова - adebiportal.kz

Сырбай Мауленов – яркий представитель казахской поэзии, чья молодость пришлась на годы Великой Отечественной войны. Он не понаслышке знал о фронтовой жизни: в 1941 году юный Сырбай Мауленов ушёл на фронт и участвовал в боях на Волховском направлении, был ранен при прорыве блокады Ленинграда. Этот личный опыт солдата-фронтовика заложил прочный фундамент его поэтического дара. Неудивительно, что военная тема заняла особое место в его творчестве. Стихи С.Мауленова, особенно периода 1941–1945 годов, проникнуты подлинными впечатлениями о войне – они правдиво передают окопные будни, боль утрат и торжество победы, патриотический подъём и сокровенные чувства солдат.

Уже в послевоенные десятилетия Сырбай Мауленов стал одним из известных народных поэтов Казахстана, однако отголоски фронта навсегда остались в его строках. Как и многие поэты-солдаты той эпохи, он считал своим долгом рассказать правду о войне, об её нелицеприятном лице и героическом духе. Его муза «вышла из огня» войны и навеки понесла на себе ее метки – даже спустя годы в стихах С.Мауленова ощущается пережитое на передовой. Рассмотрим, как поэт раскрывает военную тему в первом томе своего собрания сочинений (1938–1968), особенно в стихах, посвящённых  Отечественной войне и фронтовым воспоминаниям.

Одной из отличительных черт военной лирики С.Мауленова является реалистическое изображение фронтовых будней. Поэт не приукрашивает действительность: его строки рисуют перед читателем суровые картины окопной жизни, изнурительных походов и опасных ночных боёв. Например, в стихотворении «Майдан жолында» С.Мауленов передаёт монотонность и тяжесть солдатского марша:

«Жүре бердік түк үнсіз,

Үзіліссіз, тынымсыз.

Кірпік ілмей ұйқысыз,

Жүре бердік шылымсыз».

В этих строчках ощутима усталость пехотинцев, которые ночами идут навстречу неизвестности. Лаконичный повтор «жүре бердік» («шли вперёд») передаёт состояние механического движения на грани изнеможения. Такая предельная честность в описании быта войны — характерная особенность поэта. Он показывает войну не только в отблесках славы, но и в её повседневной рутине, где солдату приходится терпеть холод, голод, усталость и постоянную опасность.

С.Мауленов мастерски рисует панораму боя, используя яркие визуальные и звуковые образы. Стихотворение «Майдан түні» погружает читателя в атмосферу ночного сражения. Поэт описывает багровое зарево на западе — вечерний закат похож на натянутый красный шатёр, за которым притаился огонь. Со всех сторон в небесной темноте вспыхивают сигнальные ракеты, разрезая черноту ночи:

«Аспаны күн батыстың қызыл шатыр,

...Жан-жақтан ракета жарқылдайды,

...Үстіңнен доп зуылдап, ажал ұлып».

Ракеты словно предупреждают: «не оставайся беспечным в окопе!», а в вышине раздаются гулкие звуки самолётов и артиллерии. Последняя строчка особенно сильна: над головой свистит снаряд, и в этом воющем звуке слышится приближение смерти. С.Мауленов не скрывает, что на войне смерть постоянно рядом; солдат каждое мгновение балансирует на грани жизни и смерти, чувствуя себя мишенью.

Нарисованные им картины войны удивительно кинематографичны. В стихотворении «Волхов» С.Мауленов переносит нас к бурным водам реки Волхов – очевидно, навеянным воспоминаниями о боях на Ленинградском фронте. Река у него оживает и становится участником битвы, ее стремительные потоки сравниваются со вспышками артиллерийских орудий:

«Долы ағын иіріліп, шұбатылып,

Толқыны тоқсан тоғыз бұратылып.

Шашылған зеңбіректің оттарындай,

Ақ көбік айдынында тұр атылып».

Здесь природа отражает драму сражения – Волхов не просто декорация, а активный свидетель и участник исторических событий. Далее поэт наделяет реку чертами солдата: она «оделась, словно солдат, и взошла на высоту». Сожжённые в бою прибрежные рощи описаны метафорично: река прошла через пламя, как солдат через огонь. И в завершении – горький образ военных потерь: «Достардың қабірлері тұрар сонда, Жас торқа топырақпен тыңайтылған». В этих словах – скорбь о павших товарищах и одновременно идея, что пролитая кровь смешалась с родной землей, став частью её плодородия. Река Волхов у С.Мауленова течёт сквозь память о войне, неся на своих берегах живое свидетельство мужества и трагедии.

Таким образом, через конкретные детали – будь то раскаты орудий, ночная перестрелка или бесконечный солдатский путь – поэт передает реалии войны достоверно и осязаемо. Читатель его стихов словно сам ощущает сырость окопов, видит мерцание ракеты над головой и слышит далёкий гул бомбёжки. Эта правдивость делает поэзию С.Мауленова по-настоящему сильной: строки фронтовика, прошедшего через огонь, звучат убедительно и не оставляют равнодушным.

Описывая внешнюю сторону войны, С.Мауленов не забывает и о внутреннем мире солдата. Его лирический герой – простой боец, который наряду с физическими испытаниями переживает целую гамму чувств. В военных стихах поэта отражены и отвага, и страх, и тоска по дому, и дружба боевых товарищей.

Прежде всего, его герой исполнен мужественного решимости выполнить долг. В одном из фронтовых стихотворений звучит афористичная строка: «Соғыста бір-ақ заң бар мен білетін, Я өліп, я болмаса өлтіретін» – «На войне есть только один закон: или погибни, или убей». Эта суровая правда впитана солдатом с первых дней на передовой. Но за внешней стойкостью скрываются и усталость, и сомнения. В уже упомянутом стихотворении «Майдан жолында» в финале неожиданно прорывается горькая шутка, показывающая самосознание пехоты: «Шіркін соғыс, соғыс па, Жаяу әскер болмаса!». В этих словах – одновременно и гордость, и обида простого солдата: именно на его плечах держится вся тяжесть войны, хотя слава часто достается другим. Такое честное признание ценности пехотинца говорит о самоуважении солдатского братства и понимании своего незаменимого вклада в Победу.

С.Мауленов затрагивает и тему фронтового братства, взаимовыручки на войне. Под пулями особенно ощущается, насколько дороги товарищи, прикрывающие спину друг другу. Есть у поэта стихотворение «Сенбісің?», в котором раненый боец обращается к тому, кто спас ему жизнь. Лирический герой вспоминает, как лежал истекающий кровью, почти без сил, и некто склонился над ним, чтобы помочь:

«Кезімде əлім кетіп қансыраған,

Сенбісің қасыма кеп хал сұраған.

...
Сенбісің қолыңды сап маңдайыма,

Бір жұтым су тамызған таңдайыма».

Простой, разговорный тон этих вопросов делает их чрезвычайно трогательными. Раненый солдат не сразу верит своему счастью – что рядом оказался заботливый друг (или, возможно, медсестра), который не дал ему умереть. С теплотой описаны элементарные жесты милосердия: рука на горячем лбу, глоток воды, подложенная под голову шинель как подушка. В военном аду эти простые проявления человечности ценятся на вес золота. Лирический герой С.Мауленова полон благодарности и удивления, он повторяет вопрос «Сенбісің?», выражая искреннее восхищение и признательность спасителю. Через эту призму поэт показывает, как на войне раскрываются лучшие черты людей – сострадание, взаимопомощь, верность товариществу. Фронтовое братство у С.Мауленова столь же реально, как и военные лишения: именно поддержка соратников помогала выжить и победить.

Разумеется, солдату не чужды и страх с тоской – поэт передает и эти чувства, хотя и сдержанно, без излишней драматизации. В некоторых строчках сквозит горечь разлуки с родным домом, с семьёй. Ночные передышки между боями наполняются мыслями о мирной жизни, о том, что осталось за тысячу верст. Даже глядя на грозный пейзаж войны, герой думает о мирных картинах. К примеру, в другом стихотворении, глядя на суровые волны Волхова, поэт внезапно пишет: «Ертең күн қызғалдақты гүл өсірер, Қалаулы ұлдарының қабырына». В разгар сражений рождается мечта о весне, о цветах на земле, политой кровью. Это горькая тоска и надежда одновременно: несмотря на страх смерти, солдат верит, что жизнь продолжится – взойдут красные тюльпаны памяти.

Таким образом, в стихах С.Мауленова война раскрыта не только через внешний эпический план, но и через глубоко личные переживания солдат. Его герои боятся и надеются, шутят и печалятся, их дружба закаляется в огне. Читатель ощущает, что за каждым описанным выстрелом стоят живые люди с горячим сердцем. Эта человечность и лиризм отличают поэмы С.Мауленова от сухого репортажа – они делают их близкими и понятными каждому, кто ценит искренность в литературе.

Особое место в военной лирике Сырбая Мауленова занимают стихи о любви, которую не смогла уничтожить война. Далеко от дома, под грохот орудий, солдаты продолжают любить – свою девушку, жену, мать, Родину. Любовь выступает источником силы и надежды, а порой и тем, что спасает от отчаяния на краю гибели.

Одно из самых проникновенных стихотворений этого цикла – «Қош бол, сәулем». Это прощание солдата со своей возлюбленной перед отправкой на фронт – одновременно клятва верности и подготовка к возможной разлуке навсегда. В первых же строках звучит решимость героя в бою и его нежность к любимой:

«Қош бол, сəулем, қан майданға жөнелдім,

Жаным барда жаудың жолын бөгермін».

Здесь чувствуется высокий патриотический пафос – лирический герой обещает, что живым не пропустит врага к родному дому. Любовь к женщине у него неотделима от любви к Родине: защищая отчизну, он защищает и её, свою суженую. В дальнейшем поэт через образ прощания раскрывает трагизм возможной потери. Герой просит возлюбленную помнить его, но не ждать вечно, если он не вернётся. Пронзительно звучат строки:

«Жылағанмен өлген адам оралмас,

Бұлбұл қайтып бақшасына қона алмас.

Сүйіп-ақ қой басқа жанды, сонда да,

Нақ өзімдей бір сен үшін бола алмас».

Солдат мужественно принимает возможность собственной гибели – говорит любимой, что слезы уже не помогут, и даже разрешает ей найти счастье с другим, хотя знает, что заменить себя полностью он не сможет. Такая самоотверженность и щемящая грусть в этих словах раскрывают благородство души героя. Он думает не только о себе, но прежде всего о судьбе своей девушки: чтобы она не осталась навсегда в трауре, если он падёт. В финале же вспыхивает луч надежды – герой убеждает её верить в его возвращение: «Бұлт астынан шыққан күндей жарқырап, Күте бер сен, мен оралып келермін». Этим образным сравнением «солнце, выходящее после грозы» С.Мауленов передает надежду на счастливый конец, на встречу после всех испытаний.

Любовь в окопных стихах С.Мауленова придаёт бойцам моральную стойкость. В коротком стихотворении «Жалғас жүрек» поэт пишет о духовной связи с любимой, которая оберегает солдата от смерти. Два сердца – его и оставшейся в тылу девушки – бьются как одно, и лирический герой верит:

«Жүрегіміз жалғасып,

Тілегіміз ұштасқан.

Сол ұштасқан тілегің

Бермес мені өлімге».

Вера в любовь, посылающую заветное желание о спасении, для солдата равносильна талисману. С.Мауленов показывает почти мистическую силу любви: мысль о дорогом человеке словно щит на груди бойца. Эта романтическая нота придаёт военной лирике поэта особое сияние – сквозь мрак войны пробивается свет чувства, которое сильнее смерти.

Кроме романтической любви, в стихах С.Мауленова звучит и любовь к Родине, не показная, а глубоко прочувствованная. Его герои осознают, за что ведут бой. В одном из стихотворений (цикл «Қоңырау қағылды») молодой воин прямо говорит: «Мен енді жауынгер... Батысқа жол тарттым, Сен үшін, туған ел»Патриотизм С.Мауленова не выражается громкими лозунгами – он проявляется в личных решениях каждого героя: пойти на риск, пожертвовать жизнью, потому что иначе нельзя защитить родную землю. Эта искренность делает патриотическую тему в его поэзии неотъемлемой частью образа любящего человека. Солдат у С.Мауленова любит и свою девушку, и свой край – и ради сохранения этой любви готов встретить любые испытания.

Таким образом, любовь и надежда в военной лирике Сырбая Мауленова – это луч света, который ведёт героя через тьму войны. Прощаясь с любимыми, его солдаты сохраняют тепло в душе, обещают вернуться и мечтают о мирной жизни. Эти интимные переживания делают военные стихи С.Мауленова близкими читателям любого поколения: ведь в них вечные ценности – любовь, верность, надежда – противостоят разрушительной силе войны.

Пережитое на фронте заставило молодого поэта размышлять о смысле жизни и смерти, о цене мира, о том, что остаётся после человека. В военных стихах С.Мауленова нередко встречаются философские ноты – короткие, афористичные, но запоминающиеся мысли, показывающие, как война меняет взгляд на бытие.

Прежде всего, в боях обостряется понимание ценности жизни. Лирический герой С.Мауленова видит смерть рядом и учится ею не страшиться, но осознавать её неизбежность. Эта зрелость звучит в строках: «Жылағанмен өлген адам оралмас». Простая, горькая истина: погибших не вернуть слезами. Её произносит солдат, который слишком много видел смертей и понял, что нужно идти дальше ради живых. Одновременно в стихах подчёркивается, что память о павших – священна. Образ красных тюльпанов на братских могилах у Волхова, о которых упоминает поэт, – это символ памяти и возрождения. Из пролитой крови вырастают цветы жизни; значит, жертва солдат была не напрасной. В других произведениях С.Мауленова, посвящённых войне, тоже развивается эта мысль: подвиг погибших навеки пророс в мирную жизнь, и потому они как бы продолжают жить в нашей памяти и в каждом новом тихом рассвете.

Интересно, что герой С.Мауленова, находясь на волосок от гибели, задумывается не о наградах или славе, а о простых вещах. В стихотворении «Майдан түні», описывающем тяжелый бой, солдат после атаки ощущает в сердце необычайный подъём: «Жүректе бір керемет жатты күшті. Туған ел тілегінен сауыт кидім». Здесь звучит философия долга: поддержка Родины, веры родных людей даёт герою сверхчеловеческую стойкость. Он словно понимает, что пока за его спиной народ, молящийся о победе, – он неуязвим. Эти строки раскрывают нравственный стержень солдата: не страх смерти движет им, а ответственность перед своим народом, перед будущим.

С.Мауленов также тонко показывает, как война учит ценить мгновения жизни и красоты. В окопах солдат радуется простым вещам – кусочку хлеба, звёздному небу над головой во время затишья, воспоминанию о тихом доме. В каких-то строках проскальзывает любовь к природе, даже на фоне пожарищ. К примеру, он описывает в одном из стихов, как после боя солдат смотрит на небо, чувствует дуновение ветерка с реки Нева и на миг забывается, любуясь красотой мира, ради которой, собственно, и ведётся вся эта война. Эти минуты раздумий среди хаоса боя подчёркивают философский парадокс: среди смерти рождается особая жажда жизни. Лирический герой С.Мауленова словно говорит: пока жив – надо чувствовать полноту бытия, видеть и ценить каждый мирный образ, потому что завтра можешь не проснуться.

Наконец, поэт подводит читателя к мысли о торжестве жизни над смертью. Несмотря на весь ужас, война заканчивается победой, и герой С.Мауленова верит в будущее. В его стихах смерть никогда не ставит точку окончательно – ей противопоставлено продолжение: возвращение домой, встреча с любимыми, новая весна. В одном из стихотворений С.Мауленова лирический герой даже обращается к другу с призывом помнить его, если тому случится побывать на местах былых боёв: «Есіңе ал мені, уа достым…». Это обращение от лица уцелевшего или погибшего – неважно; важно, что оно звучит как голос вечной памяти. Поэзия Мауленова утверждает, что память сильнее смерти, а жизнь продолжается в тех идеалах, за которые сражались солдаты.

В целом военная поэзия Сырбая Мауленова – это органичное сочетание правдивого репортажа с передовой и глубокой лиричности. Через конкретные образы и личные переживания поэт сумел передать широкой аудитории всю сложность солдатской доли. Здесь и грязь окопов, и ярость атак, и тяжесть утрат – но одновременно сияют любовь, дружба и надежда, которые помогают вынести нечеловеческие испытания. Такая многогранность делает его стихи о войне близкими читателю: каждый может почувствовать себя на месте его героя – юноши, ушедшего защищать Родину, прощающегося с любимой, терпящего голод и страх, но не утратившего человеческого лица и чести.

Для широкого читателя публицистические статьи и литературные очерки С.Мауленова о войне стали голосом поколения победителей. Его стихотворения, созданные в окопах и госпиталях, доносят живой голос истории – голос солдата, который познал цену жизни. Через творчество Сырбая Мауленова мы видим войну глазами казахского поэта-фронтовика: видим правду окопов, чувствуем боль и гордость, задумываемся о вечных вопросах жизни и смерти. И самое главное – убеждаемся, что любовь к жизни и Родине способна преодолеть самые тёмные времена. Именно эту идею – торжество жизни даже перед лицом смерти – воспевает Сырбай Мауленов, делая свою военную лирику настоящим гимном мужеству и человечности.

 


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 64 95 58 (вн - 1008, 1160)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


Самое читаемое