Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
«Ловля лошади» Кенбаева

03.03.2022 1442

«Ловля лошади» Кенбаева

Картина М.Кенбаева «Ловля лошади» является хрестоматийным шедевром казахской живописи ХХ века. Белый конь, взвившийся в беге-полете над ликующей в весенних красках степью в восприятии автора этой картины и, соответственно зрителя, становится символом и своеобразной персонификацией свободного духа, вольной сути природы, ее сверхмощного жизненного потенциала.

Дар поэтического воображения, поэтической гиперболы преображает динамику вольного бега скакуна в гимн свободы и воли.

К бездонному небу закинута сильная голова коня, звук победного ржания словно разносится над свободной степью. Многоголосая, дышащая чистотой степного воздуха и полынной горечью трав, степь М.Кенбаева захватывает и увлекает в свой совершенный и целостный, идеально гармоничный в своих проявлениях мир. Этот традиционный для конно-кочевой цивилизации казахов сюжет, изображенный художником на фоне родной степи, становится символом или метафорой для выражения высоких, позитивных и жизнеутверждающих идей. Главной и принципиальной идеей этой картины становится идея великолепной гармонии и неразрывного тождества – родства человека с природой.

Поиск обобщенных, символически емких сюжетов и соответствующих трактовок характерен для «Ловли лошади» и других работ этого прекрасного живописца. В них знание жизни народа перекликается с осознанием этой жизни по традицион ным, мифопоэтическим параметрам. Возвышенный, бытийный, мифотворческий настрой возникает в его живописи мощно и полноценно. Чем выше взлетало в полете поэтической гиперболизации воображение художника, чем дальше удалялись от бытового жанра его традиционные для народной жизни сюжеты, тем более глубоким и вдохновенным эмоциональным состоянием, вечными экзистенциальными идеями была пронизана его живопись.

Казахская степь, на фоне которой запечатлена летящая в порыве свободного бега белая кобылица, понимается им и как любимая родина, и как часть вечного человеческого и природного космоса. Степь – символ вносит в полотно живописца отчетливо космогонический, космографический аспект. Универсализм этой идеи подчеркивается белым цветом кобылицы, где слышится отзвук древних преданий о белых скакунах неборожденных каганов великой казахской степи.

Жанр, поданный на фоне подобной степи, воспринимается метафорой, тяготеющей к выражению абстрактных категорий. Белый конь, взвившийся в вольном беге над ликующей в красках степью, становится сущностью свободного духа, вольной сути природы, независимости, но и незащищенности ее от воли человека.

В полотне М.Кенбаева «Ловля лошади» с огромной силой поэтического воображения проявляется одна из константных кардинальных черт казахской культуры и духовной традиции. Это установка на свободу, поэтизация свободы как принципа, пронизывающего все пласты мировоззрения проявляется здесь выразительно и емко. В динамичной мажорной экспрессии «Ловли лошади» воплощается художником в обобщенно-символическом ключе цельная система мифопоэтического традиционного сознания казахов.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha