Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Флюр Галимов. О романе «Олигарх и Олимп»

08.02.2022 5113

Флюр Галимов. О романе «Олигарх и Олимп»

Флюр Галимов, российский и башкирский писатель, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Башкортостан, лауреат международной литературной премии имени Абу Насыра Фараби, Большой литературной премии России и литературной премии имени Валентина Катаева.

На днях Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал эксклюзивное интервью казахскому телевидению, где также говорил о роли олигархов в развитии благосостояния народа. Во время просмотра этого программного интервью я с радостью вспомнил роман «Олигарх и Олимп» видного казахского писателя, заслуженного деятеля Республики Казахстан Жолтая-Жумата Алмашулы, вышедший отдельными книгами в Казахстане, в Москве и в Турции с моим предисловием под названием «Путь олигарха или творческий подвиг писателя». Ведь роман Жолтая Жумата- Алмашулы как раз о том, о чем говорит Президент Касым-Жомарт Токаев! Кстати, моя статья, посвящённая роману «Олигарх и Олимп» была позже опубликована в «Литературной газете», в газете «Казахстанская правда», в нескольких интернет-порталах и разошлась по всему миру.

Вниманию читателей предоставляю выдержки из вышеназванной статьи.

В романе «Олигарх и Олимп» писатель впервые в казахской литературе поднимает и раскрывает актуальнейшую современную тему новых богачей – так называемых олигархов, подчеркнув в предисловии произведения: «Меня терзали думы о неком Олигархе – крупном казахском бизнесмене современности… Да, в стране наступило время, когда на наших глазах расплодились пугающе суровые, надменные люди, именующие себя олигархами. Да еще какими олигархами! С их несметными богатствами несравнимо не только все наше с вами общее добро, а даже количество наших волос на голове будет намного меньше их денег. Легендарные наши предки-богачи Карынбай и Шыгайбай выглядели бы перед нынешними олигархами просто нищими оборванцами…»

Как узнаем из романа, кто-то гордится, что этот олигарх - казах по национальности и надеется: свой супербогач «…непременно осыплет благодеяниями наше бедное и нищенствующее население…»

А подавляющее большинство, как водится, ненавидит богатеев. Кстати, такое отношение к новым нуворишам наблюдается не только в Казахстане, а во всем постсоветском пространстве. Причин нелюбви к так называемой «новой элите» больше чем достаточно. Самая главная причина: к сожалению, сегодняшняя современная «элита» - и российская, и башкирская, и казахская – занята исключительно собственным обогащением. Известный писатель, сценарист и кинорежиссер Ермек Турсунов в интервью заявил об этом безапелляционно: «Наша элита абсолютно не интересуется ни историей, ни культурой, ни идентичностью. Она занимается исключительно ограблением страны. Такое впечатление, что на страну как на духовное явление, как на культурное явление, нашей элите просто наплевать».

Писатель Жолтай Жумат-Алмашулы в своем романе «Олигарх и Олимп» тоже пишет о том же. Главный герой романа олигарх Аспан сначала тоже не заботится о Родине, о родной земле и о своей нации, а только печется о преумножении личного богатства. Поэтому он все больше и больше отдаляется от своих корней.

На первый взгляд, кажется, что автор разрабатывает старую как мир тему «богач-бедняк». Но это не так. Потому что писатель Жолтай Жумат- Алмашулы «копает» гораздо глубже и всесторонне раскрывает образ казахского олигарха Аспана, сравнивая его то с простодушными, но щедрыми баями минувших веков, попутно упоминая славные деяния правителей - великого полководца, эмира Тимура, Сайд ад-Дуаль Хамдани, гениальных средневековых мыслителей Абу Насыра Фараби, Ахмеда Ясави. И, конечно же, противопоставляя олигарху Аспану современного продолжателя тех духовных вождей нации – местного писателя Жасхана Журкабайулы.

Сначала два антагониста враждуют, так как писатель опубликовал в газете негативную статью о своем земляке - олигархе. Фактически, супербогач Аспан прилетает из Америки с целью разобраться с провинциальным «писакой», как презрительно называет он своего оппонента.

Затем при встречах они много спорят о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о власти и народе, об истории Казахстана, о судьбах родной земли и казахской нации. Конечно, писатель Жасхан Журкабайулы умело направляет поток жарких споров и бесед в нужное русло, стараясь образумить зарвавшегося олигарха. Но и Аспан не прост, иначе бы он и не достиг таких высот в бизнесе, ведь олигарх казахского происхождения уже крепко стоит на Олимпе богатства…

Тут писатель Жолтай Жумат-Алмашулы поднимает в своем романе еще один вопрос: что значительнее и важнее для страны и народа – олимп богатства, или олимп духа?

Писатель Жасхан Журкабайулы не только способствует духовному возрождению олигарха Аспана, которому удалось оседлать золотого тельца. Он остерегает его, что в бешеной погоне за призрачным богатством он полностью оторвется от родной земли и своего народа, что непременно приведет его к духовному краху. Доводы писателя убедительны, вот один из них: «А вот правитель города Алеппо и богач Сайд ад-Дуаль Хамдани остался в истории только благодаря тому, что какое-то время жил у него во дворце великий Абу Насыр Фараби…»

Кто значительнее и полезнее для народа - радеющий только за свою мошну богач-скупердяй или сохраняющий и увеличивающий духовные сокровища своей нации полунищий писатель? Этот спор известен еще с древних времен и почти всегда решается не в пользу богачей. Ведь имена многих из них забыты и покрылись навсегда пылью истории, а многих помним только потому, что они имели отношение к судьбам своих современников – великих поэтов, писателей и философов…

Писатель Жолтай Жумат-Алмашулы, подчеркнув, что самым великим деянием знаменитого на весь мир правителя Тимура было отнюдь не одержанные победы в сражениях, не завоеванные страны и покоренные народы, а возведение мавзолея Ахмету Ясави – великому поэту-мыслителю, одному из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире, основателю тариката Ясавия, дает ясный ответ этому древнему вопросу.

В конце концов, писатель Жасхан Журкабайулы и олигарх Аспан приходят к согласию, негативные отношения потихонечку перерастают в дружбу. Самое главное – они совместно вырабатывают общую позицию и стратегию, направленную на соблюдение интересов страны и всего народа.

Но… жизнь писателя - патриота Жасхана Журкабайулы обрывается трагично – он погибает в бескомпромиссной борьбе с местной наркомафией. Потому что совесть писателя не позволяет равнодушно пройти мимо этой новой беды, обрушившейся на многострадальный народ. Оказывается, что достигнутый суверенитет страны автоматически не решает все проблемы государства, ибо не только остаются пока незалеченными язвы общества, но к ним добавляются и новые бедствия…

Это, может быть, идеалистические мечты писателя, пытающегося проложить мост между современными новыми богачами и творческой интеллигенцией для плодотворного сотрудничества в формате: интеллектуалы + капитал = процветание народа. В наши дни трудно представить примеры таких отношений между олигархом и писателем, какие сложились между супербогачом Аспаном и писателем Жасханом Журкабайулы. Ведь они - представители двух взглядов на мир: с одной стороны - упование только на материальное, с другой – на духовное начало. Да, в наши времена трудно это представить, но до Октябрьской революции меценатство и в России, и в Казахстане, и в Башкортостане было явлением распространенным: богатеи открывали больницы, картинные галереи, учебные заведения для народа, а также учреждали газеты и журналы, издательства и типографии, выпускали книги поэтов и писателей.

Например, в конце Х1Х столетия казахские капиталисты Галиаскар и Сыздык Капысулы (Халфины), Нуркен Забирулы (Забиров), династия Косшыгула (Косшыгуловы) в 1898 году образовали «Общество попечения о начальном образовании».

А потомки бая Мамана – Турысбек, Саибаттал, Есенгул, их сыновья Кудайберген и Танирберген построили и содержали известную на всю казахскую степь школу «Мамания», обеспечив учителей жалованьем, а учеников стипендиями и интернатом.

В 1915 году Есенгул хаджи Маманулы учредил крупную денежную премию за лучший казахский роман и это послужило серьезным катализатором для развития казахской национальной литературы. Премия была присуждена Султан-Махмуду Торайгырулы. Из школы «Мамания» вышли немало знаменитых личностей: писателей, поэтов, общественных и государственных деятелей.

Баи-меценаты полностью финансировали казахское национально-освободительное движение «Алаш», жертвовали большими средствами ради восстановления некогда утерянной национальной государственности. Когда лидеров алашординцев арестовали, они за крупные суммы выкупали из тюрем борцов за независимость Казахстана.

И таких степных меценатов до Октябрьской революции было очень много. К сожалению, этих казахских баев и капиталистов, благородных меценатов - настоящую элиту - беспощадно уничтожили после насильственного внедрения в Казахстан колониальных порядков.

Но их имена навечно записаны золотыми буквами в историю Казахстана. А имена тех редких баев, которые старались только ради собственного обогащения, исчезли навсегда из памяти народной.

Интересен в романе образ американского крупного бизнесмена Томаса Трамса. Его появление, описано в главе под названием «Добрый американец». А это название отсылает нас к известнейшему клише в мировой литературе «Тихий американец», появившийся после выхода одноименного романа английского писателя Грэма Грина в 1955 году. Кстати, главного героя этого романа – английского журналиста тоже зовут Томас…

«Нежданно-негаданно в неприметном маленьком городке Шеркале появился известный бизнесмен из Америки… И богача Томаса Трамса сюда привели не коммерческие интересы, а другая задача. Оказывается, этого толстосума привела в наши края благородная цель восстановления родственных связей, а также желание обретения наследника. Ведь и ему выпала доля бездетного казахского богача Байбори из народных легенд…

Почему американец искал наследника, способного продолжить его дела в земной жизни, именно в казахских степях, поинтересуетесь вы. На это были веские причины… Ведь Томас Трамс был правнуком казахского бая, вынужденного после революции в России 1917 года эмигрировать в Турцию, затем волею горькой судьбы потерявшего Родину несчастного человека, попавшего в Америку…

Глубокий символичный смысл несет в романе тот факт, что было потеряно даже имя того казахского бая… Его чудом выживший сын женился на американке ирландского происхождения, а внук связал судьбу с африканкой и появился на свет толстогубый смуглолицый, но бездетный Томас Трамс. Хоть и нажили они большие капиталы, но от поколения к поколению на чужбине зачах их род…

Один из центральных образов романа – мудрый старец Кабыш – «академик степи» как уважительно называет его автор. Вот какими словами провожает аксакал будущего олигарха Аспана в Америку:

« - Доброго пути, Аспан! – проскрежетал старец Кабыш, - Путь к победе всегда извилист и скользок. Как говорится, верблюжья колючка на краю обрыва достанется только отчаянному Нару. Ты тоже уподобился тому верблюду Нару… Ты же, дорогой наш, тот устремленный джигит, который на рисковой лодке мечты поплыл в дальний путь…»

Образ отчаянного верблюда Нара идет рефреном на протяжении всего романа, символизируя образы решительных и целеустремленных бизнесменов.

Маленький городок Шеркала тоже не просто провинциальный населенный пункт. В романе «Олигарх и Олимп» Шеркала – собирательный образ всего Казахстана, где бушуют все те же страсти, как и в целом государстве. Шеркала несет ту же нагрузку в романе, какую несет Макондо, пожалуй, в самом знаменитом произведении ХХ века – «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.

Аспан – это идеал, мечта писателя Жолтая Жумата- Алмашулы, напоминание олигархам о вечных ценностях, и пример – каким должна быть на самом деле настоящая элита…

В романе «Олигарх и Олимп» поднимаются также такие глобальные темы как: правитель и народ, власть и писатель, народ и интеллигенция, богач и народ, интеллектуал и олигарх.

Весь роман пронизан любовью к Родине – Казахстану, болью вперемешку с гордостью за прошлое, переживаниями и заботой за настоящее, светлыми надеждами и верой на счастливое будущее страны, радужными мечтами о возрождении и процветании казахской нации.

Появилась твёрдая надежда: мудрые слова Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева об олигархах и вышеназванный роман «Олигарх и Олимп» подвигнет современных нуворишей задуматься и над непреходящими, вечными ценностями и направить свои усилия не только на личное обогащение, но и на созидание для пользы страны и народа.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha