Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов

16.03.2024 1340

Философия Ыкыласа Ожайулы 12+

Философия Ыкыласа Ожайулы - adebiportal.kz

Однажды, в поисках информации для своей научной работы, я обратилась к знакомому за одной книгой. Но оказалось, что взяв её у него, я обрела нечто большее, чем просто источник данных.

На страницах этой книги были оставлены записи, которые превратили её в настоящее сокровище. Отметки, выделения, комментарии – словно диалог о книге. Читая их, я погружалась в его мысли, его взгляд на мир и предмет моего исследования.

Эти записи не только дополняли текст, но и добавляли ему новые измерения. Они подталкивали меня на новые идеи, стимулировали к дальнейшему исследованию. Книга, казалось, оживала под моими пальцами, становясь не просто инструментом, а наставником в моих научных поисках.

Я была благодарна судьбе за то, что выбрала именно эту книгу и именно у этого человека. Ведь благодаря её особенной атмосфере и запечатленным мыслям я обрела не только знания, но и вдохновение. 

Этим человеком был Ыкылас Ожайулы. Где-то месяц назад я купила его книгу. И честно говоря, я была поражена насколько глубоко он мыслит. Его мысли заставили меня задуматься над многими вопросами, которые раньше казались мне не такими важными или очевидными. Прочтение статей философа стало как путешествие в мир его мыслей. Его книга написана на казахском языке, и я не нашла ни одного перевода, поэтому я решила немного рассказать о ней для русскоязычных читателей. 

Книга называется «Еркін ойлау немесе көне қағидаларды қирату». Данная книга представляет собой глубокий анализ понятий нации и свободы в контексте казахской культуры и идентичности. Автор проводит четкую линию между традиционными представлениями о свободе и современными вызовами этнической самоидентификации.

Используя цитаты известных философов, автор стремится подчеркнуть важность критического мышления и переосмысления традиционных культурных норм. Он затрагивает актуальные вопросы, связанные с изменениями в обществе и восприятии древних обычаев.

Основная идея текста заключается в том, что понятия нации и свободы тесно связаны с культурным контекстом и эволюцией общества. Автор призывает читателей задуматься над тем, как эти концепции влияют на жизнь каждого индивида и на формирование общественных ценностей.

Расскажу вам об одной статье из этой книги. Статья называется «Ескендір синдромы». 

Статья начинается с увлекательного и глубокомысленного размышления о значении слова "Алаш" в казахской культуре. Автор освещает тему значения этого слова как символа национального единства и исторического наследия.

Особенно ценным является то, как автор анализирует эволюцию понятия "Алаш" в современном обществе, отмечая его важность как ключевого элемента национальной идентичности. Он указывает на то, что в современном контексте эти понятия становятся объектом особого внимания и обсуждения в обществе, что говорит о их актуальности и значимости для современного казахстанского общества.

Предисловие к статье «Мазлұм» мәселесі» представляет собой глубокое исследование значения слова «Әл Халиқ» в казахской культуре. Автор отмечает, что в культуре Казахстана это слово используется для обозначения народа как одного из атрибутов Творца, и приводит в качестве примера использование этого термина как одного из 99 имен Аллаха. Основной акцент сделан на понимании значения данного термина в контексте казахской культуры и истории.

Далее, автор поднимает тему мазлұм (жерлеуші) - понятия, которое, как он отмечает, связано с жертвенностью и справедливостью. По его словам, мазлұм обозначает человека, пострадавшего от предательства и жестокости, и в то же время, он замечает, что в душе такого человека всегда остается место для милосердия. Автор ссылается на духовный аспект этого понятия, утверждая, что в ауре и на уровне мыслей всегда присутствует добро Аллаха.

В статье делается упор на принцип справедливости и доброты в отношениях между людьми и подчеркивается важность служения людям и проявления доброты как обязанность перед Аллахом. Автор подчеркивает, что служение человеку - служение Аллаху, и именно в этом состоит суть человеческого существования.

Вторая часть статьи «Хан мен қараша» представляет собой интересное исследование роли и влияния ислама и арабской культуры на казахское общество. Автор поднимает важные вопросы о традициях, верованиях и исторических особенностях казахской культуры, а также о взаимосвязи между религией и национальной идентичностью.

Автор также подчеркивает важность сохранения уникальности казахской культуры и традиций, несмотря на влияние ислама и арабской культуры. Он призывает к пониманию и уважению культурного наследия народа, а также к сохранению и передаче его будущим поколениям. Ыкылас Ожайулы рассказывает о значительном влиянии ислама и арабской культуры на казахское общество, особенно в период правления Екатерины II. Важность ислама в казахской культуре подчеркивается через принятие указов, призывающих к следованию религиозным обычаям и уважению к царю. Автор обращает внимание на то, как указы и декреты оказывали влияние на казахов, и что нашлись и те, кто искажал некоторые понимания в Коране и хадисах для формирования чувства страха у людей.

Автор обсуждает «Синдром Искандера» или внутреннюю духовную борьбу, которая часто проявляется в творчестве и поведении художников и мыслителей. Абай, хотя и признает величие поэтов Физули, Шамиля, Сагди, Фирдоуси и других, все же выбирает свой собственный путь, оставляя свой след в истории. Он стремится к истинным ценностям человечества, вместо того чтобы подчиняться традициям.

Он также подчеркивает важность внутренней борьбы и саморефлексии в жизни каждого человека. Ескендір Зұлқарнайын – это символический образ, который Абай использует для изображения внутреннего конфликта. Важно отметить, что текст не столько обсуждает его жизнь, сколько его внутренние духовные стремления и поиск истины. Стихи, цитируемые в тексте, служат иллюстрацией темы внутреннего противоречия и поиска духовной гармонии.

Автор также обсуждает основные концепции двух известных казахских понятий - "әбілхаят" (счастливая жизнь) и "мықан ағашы" (дерево жизни) в контексте духовности и значения человеческой жизни. Примеры из Корана, связанные с жизнью и смертью Кызыра и Мусы, а также казахские пословицы, подчеркивают важность понимания смысла жизни и ценности человеческого бытия.

Поэма «Ескендір» служит примером использования этих понятий и символов для изображения внутренней борьбы и поиска истины. В стихах отражается тема внутренней борьбы и духовного развития, что вызывает интерес к вопросам духовной гармонии.

Книга Ыкыласа Ожайулы обращает внимание на важность осознания смысла жизни и поиска духовной гармонии, используя для этого символы и концепции, присущие казахской культуре и духовной традиции. Надеюсь, что смогла объяснить Вам, дорогие читатели, суть данного произведения. Уверена, что каждый читатель сделает для себя свой определенный вывод из этой книги. 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.