Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Жанры
Новелла
Новелла

Новелла (итал. novella, букв.— новость), малый прозаич. жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует т. з. на Н. как разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремит. сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиц. строгостью. Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета — центр, перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события.

В отличие от рассказа — жанра новой лит-ры на рубеже 18— 19 вв., выдвигающего на первый план изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам,— Н. есть иск-во сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами, обращенное прежде всего к деятельной, а не созерцат. стороне человеческого бытия. Новеллистич. сюжет, построенный на резких антитезах и метаморфозах, на внезапном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную, распространен во мн. фольклорных жанрах (сказка, басня, ср.-век. анекдот, фаблио, шванк).

Лит. Н. возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец — <Декамерон> Дж. Боккаччо), затем в Англии, Франции, Испании (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес). В форме комич. и назидат. Н. происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом превратностями мире. Впоследствии Н. в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестеств. происшествия, разрывы в цепи социально-историч. и психол. детерминизма.

Расцвет Н. в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст, Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н. В. Гоголь) вобрал в себя культ трагииронич. игры случая, разрушающего ткань повседневности. В кон. 19'— нач. 20 вв. к жанру Н., обнажающей ^изломы” судьбы, ее таинств, игру с человеком, обращаются (с разных мировоззренч. и эстетич. позиций) Ги де Мопассан, О. Генри, Л. Пиранделло, С. Цвейг, Акутагава Рюноскэ, Ш. Андерсон и мн. др.; в рус. литре — А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин (“Темные аллеи”), В. В. Набоков. Заруб, новеллистика последних десятилетий отличается гротескной заостренностью персонажей, изощренно-рациональной композицией при иррациональности содержания, эксперимент. усложненностью формы (X. Борхес, X. Кортасар, Г. Бёлль, Ф. 0'Коннор, А. Зингер, Дж. Чивер и мн. др.). В сов. лит-ре жанр Н., продуктивный в 20-х гг. (И. Э. Бабель, Вс. В. Иванов, А. Грин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин) и запечатлевший резкие метаморфозы и фабульную остроту послереволюц. действительности, впоследствии вытесняется более органичным для рус. лит. традиции жанром рассказа. В совр. сов. многонац. лит-ре жанр Н. представлен в творчестве И. П. Друцэ, Р. Ибрагимбекова, Ф. Искандера, А. Кима, Е. Ф. Гуцало. Близки к Н. нек-рые рассказы Ю. П. Казакова, Ю. М; Нагибина, А. Г. Битова.

Источник: "Литературный энциклопедический словарь" под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева, М., "Советская энциклопедия", 1987