Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Жанры
Трагедия
Трагедия

Трагедия (др.-греч. буквально — «песня козла») - драматургич. жанр, осн. на трагич. коллизии героич. персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии. Т. отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутр. противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение худож. символа; не случайно большинство Т. написано стихами. Исторически Т. существовала в разл. проявлениях, однако сама суть Т., как и эстетич. категория трагического, была задана европ. лит-рам древнегреческой Т. и поэтикой.

Греч. Т. возникла из религ.-культовых обрядов, являлась воспроизведением, сценич. разыгрыванием мифа; она приобщала зрителей к единой для целого народа и его историч. судеб реальности. Совершенные образцы законченных, органич. произведений трагич. иск-ва дали Эсхил, Софокл; безусловной реальностью происходящего оно потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутр. конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством катарсиса). Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символическиобобщенного позднейшая Т. не знала; оно начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. С тех пор Т. становится жанром лит-ры. Его развитие неравномерно; новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения и барокко, когда лит.-риторич. жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции нар. театра. Кризис и “распад времен” выразились в исп. Т. от Л. Ф. де Вега Карпьо до Кальдерона де ла Барка и наиболее ярко — в англ. Т., прежде всего у У. Шекспира. Формально далекая от античности, шекспировская Т. изображает бесконечную реальность, глубокую кризисность человеческого мира. Трагизм, Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой все, как и сама действительность; личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В крайнем обобщении предстают противоречия эпохи (Германия сер. 17 в.) в трагедиях А. Грифиуса. 

Во Франции возникают блестящие образцы Т. классицизма (П. Корнель, Ж. Расин), Т. “высокого стиля” с непременным соблюдением “трех единств” (времени, места, действия); эстетич. совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта. 

На рубеже 18—19 вв. Ф.,Шиллер создает Т., обновляя “классич.” стиль. В эпоху романтизма Т. “обратна> античной — залогом субстанциального содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагич. драма В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова). В Австрии Ф. Грильпарцер сталкивает барочный, стройный образ мира с опустошенностью современности; в Германии К. Ф. Хеббель пытается возродить через Т. героич. действительность. 

В России реализм дает убедительные образцы трагич. драматургии на основе широкого и углубленного изображения непосредственной действительности (“Гроза” А. Н. Островского, “Власть тьмы” Л. Н. Толстого); родство с жанром Т. сохраняет “историч. драма” А, С. Пушкина и А. К. Толстого. 

С кон. 19 в. появляются многочисл. стилизации, возрождающие классич. Т. и Т. в “высоком стиле” — пьесы Г. фон Гофмансталя, Вяч. И. Иванова, Г. Гауптмана, Т. С. Элиота, П. Клоделя, позже — Ж. П. Сартра, Ж. Ануя и др. 

Трагикомич. начало зарождается в драматургии Еврипида (“Алкестида”, “Ион”, “Киклоп”), усиливается в драматургии конца средневековья и Возрождения и отливается на рубеже 16—17 вв. в первый самостоят., “чистый” тип Т., ставший особенно характерным для драмы маньеризма и барокко (напр., Ф. Бомонт и Дж. Флетчер); его признаки: сочетание смешных и серьезных эпизодов, смешение возвышенных и комич. характеров, пасторальные мотивы, а также идеализированные дружба и любовь, проведенные через опасности к безопасности и счастью, запутанное действие с волнующими ситуациями, длительной неизвестностью и неожиданными сюрпризами, преобладающая роль случая в судьбе действующих лиц; постоянство характера, как правило, отсутствует, но часто подчеркивается одна черта, превращающая персонаж в тип; события обычно автономны от действий героев. 

Трагикомич. элемент вновь усиливается в драматургии с кон. 19 в.— в творчестве Г. Ибсена (“Дикая утка”), Ю. А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. П. Чехова (“Три сестры”), в дальнейшем—у,Ш. 0'Кейси, Гарсии Лорки, особенно у Л. Пиранделло (“Шесть персонажей в поисках автора” и “Генрих IV”), а в сер. 20 в.—в пьесах Ж. Жироду, Ж. Ануя, Ф. Дюрренматта, Э. Ионеско, С. Беккета, К. Цукмайера. Совр. Т. не обладает четкими жанровыми признаками и характеризуется гл. обр. “Трагикомич. эффектом”, достижение к-рого предполагает, что драматург видит и отражает одни и те же явления действительности одновременно в комич. и трагич. освещении, причем комическое и трагическое не умаляют, а часто усиливают друг друга. Трагикомич. эффект осн. на несоответствии героя и ситуации (трагич. ситуация — комич. герой, реже — наоборот), на внутренней нерешенности конфликта (сюжет как бы предполагает продолжение действия); сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, автор же от конечного приговора воздерживается. Трагикомич. эффект чужд Т. 16—17 вв.; исключение—последние пьесы У. Шекспира (“Цимбелин”, “Зимняя сказка”, “Буря”), к-рые служат связующим звеном между двумя типами Т.

Источник: Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева, М., Советская энциклопедия, 1987