Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Персонажи
Ромео и Джульетта
Ромео и Джульетта
Рейтинг: 0.000

Герои трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (1595), ставшие навсегда символом прекрасной, но трагической любви двух юных существ, разделенных непоправимо вековой враждой семейных кланов, к которым они принадлежат: Монтекки (Ромео) и Капулетти (Джульетта). Эти имена упоминаются еще в «Божественной комедии» Данте. Впоследствии сюжет о двух влюбленных многократно разрабатывался в итальянской литературе эпохи Возрождения; имена Ромео и Джульетты впервые возникают в «Истории двух благородных любовников» Луиджи да Порто (ок. 1524), где действие происходит именно в Вероне. От да Порто сюжет перешел к другим писателям, в частности к Маттео Банделло (1554), чья новелла послужила основой для поэмы Артура Брука «Ромео и Джульетта» (1562), которая, в свою очередь, и стала главным, если не единственным, источником шекспировской трагедии.

Однако, как и всегда, в старые мехи Шекспир влил новое вино. Брук, изображая своих влюбленных героев не без сочувствия, склонен все же к тягучему морализаторству и проповеди покорности, умеренности и смирения перед враждебными обстоятельствами. Для него любовь Ромео и Джульетты если и не грех, то во всяком случае некая чрезмерность и заблуждение, за каковые их постигает заслуженная кара. Совсем иначе подошел к этой истории Шекспир. Его ренессансный идеал великой любви, оказывающейся выше семейных предрассудков, выше вековой ненависти, казалось бы непреодолимо разделяющей двух юных отпрысков враждующих кланов, — и сегодня воспринимается абсолютно современно, без скидок на те четыре столетия, что отделяют нас от момента создания пьесы.

Действие шекспировской трагедии уложено в пять дней, за которые происходят все события пьесы: от начальной — и роковой! — встречи Ромео и Джульетты на балу в доме Капулетти до их печальной гибели в фамильном склепе Капулетти. Шекспировские герои очень юны, однако глубина поразившего их чувства делает их не по годам взрослыми. Впрочем, в этом смысле они достаточно разные. Ромео в начале пьесы наивен, он томно мается от влюбленности в некую Розалинду. (В отличие от Брука, делающего ее активным действующим лицом и выстраивающим вокруг нее и Ромео длительное действие, Шекспир не выводит ее на сцену вовсе.) Вокруг Ромео целая компания таких же, как и он, юношей (Меркуцио, Бенволио), и он проводит свое время так, как положено в его годы: праздно шатаясь, томно вздыхая и ничего не делая. Джульетта же с самого начала, с первого своего явления поражает не только чистотой и очарованием расцветающей юности, но и недетской глубиной, трагическим ощущением бытия. Она взрослее Ромео. Он же, полюбив Джульетту, постепенно осознает, сколь все происходящее между ними серьезно и непросто и сколько препятствий на их пути, и как бы дорастает до нее, превращаясь из заурядного юного ловеласа в страстно любящего и готового на все ради этой любви «не мальчика, но мужа».

Любовь Ромео и Джульетты не просто нарушение семейных запретов — это открытый вызов, брошенный ими вековой традиции ненависти — той ненависти, с которой на протяжении многих поколений рождались и умирали многочисленные Монтекки и Капулетти, на которой зиждились чуть ли не государственные устои Вероны. Потому так страшит всех безоглядность и глубина охватившего Ромео и Джульетту чувства, потому так стараются их разлучить. Ибо их любовь, их союз подрывает основы, нарушает то, чего нарушать нельзя. Несмотря на свою юность и беззаботность, несмотря на всю мальчишескую лихость Ромео и девчоночью непосредственность Джульетты, они практически с самого начала знают предначертанность финала. «Душа моя полна предчувствий мрачных!» — говорит Джульетта, глядя вслед уходящему в изгнание Ромео. Мощь и запредельность их страсти, окончательность принятого ими решения и безоглядная решимость на все, в том числе и на смерть, потрясают даже того, кто, казалось бы, их понимает и не только им сочувствует, но и всячески способствует, — отца Лоренцо: «Таких страстей конец бывает страшен, // И смерть их ждет в разгаре торжества».

Первая постановка пьесы состоялась предположительно в лондонском театре «Куртина». Среди знаменитых исполнителей роли Ромео в английском театре — Дэвид Гаррик (1750), Ч. Кэмбл (1805), Ч. Макреди (1810), Э. Кин (1817), в 1882 году трагедия была поставлена в театре «Лицеум», руководимом Генри Ирвингом (Ирвинг — Ромео, Э. Терри — Джульетта), в 1884-м роль Джульетты сыграла Стелла Патрик Кэмпбелл. В XX веке выдающимся исполнителем роли Ромео стал А. Моисси (в постановке М. Рейнгардта, 1907). В английском театре Ромео — Джон Гилгуд, Джульетта — Адель Диксон (1929); Ромео и Меркуцио — поочередно Дж. Гилгуд и Лоренс Оливье, Джульетта — Пэгги Эшкрофт (1935). В 1940 году Л.Оливье и Вивьен Ли сыграли спектакль в Нью-Йорке. Известной исполнительницей роли Джульетты в 1970-е гг. стала Дороти Тыотин.

На русской сцене в роли Ромео, как и во многих других ролях, соперничали П.С. Мочалов (Малый театр, 1824) и В.А. Каратыгин (Александринский театр, 1841). В 1881 году Джульетту сыграла М.Н. Ермолова (Ромео — А.П. Ленский). Знаменитыми были спектакли Камерного театра 1921 года в постановке А.Я. Таирова (Джульетта — А.Г. Коонен, Ромео — Н.М. Церетели) и Театра Революции 1935 года в постановке А.Д. Попова (Джульетта — М.И. Бабанова, Ромео — М.Ф. Астангов), Театра на Малой Бронной 1969 года в постановке А.В. Эфроса (Джульетта — О.М. Яковлева, Ромео — А.Д. Грачев).

История «веронских любовников» продолжилась в операх В. Беллини (1830) и Ш. Гуно (1867), в увертюре-фантазии и сценах-дуэтах П.И. Чайковского (1869), в драматической симфонии для солистов и оркестра Г. Берлиоза (1839). Выдающимися исполнителями оперных версий героев Шекспира были Аделина Патти, А.В. Нежданова (Джульетта) и Л.В. Собинов, С.Я. Лемешев (Ромео). Для русских зрителей образ Джульетты неразрывно связан с именем Г.С. Улановой, танцевавшей эту партию в балете С.С. Прокофьева (1940, хореография Л.М. Лавровского). Известны также балетные воплощения шекспировского сюжета на музыку Чайковского, Берлиоза (последняя в балете М. Бежара, 1978). Самая знаменитая экранизация принадлежит Ф. Дзеффирелли (1968). Модернизированная версия истории Ромео и Джульетты, перенесенной в XX век, — фильм-мюзикл «Вестсайдская история» (1961).

 

Лит.:

Морозов М.М. Театр Шекспира. М., 1984;

Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971.



Ю.Г. Фридштейн