Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Авторы
Станислав Виткевич

Станислав Виткевич

Рейтинг: 0.000
Биография
Книги
Аудио
Персонажи
Фото
Видео
Аудиофайлы
Об авторе
Кураторы
Стань куратором

Станислав Игнаций Виткевич (24 февраля 1885 г., Варшава, Польша Умер: 18 сентября 1939 г., Большие Озёра, Украина)— польский писатель, художник и философ.

 

Сын художника, писателя, художественного критика Станислава Виткевича (1851-1915). Получил домашнее образование в родительском имении в Закопане, рос в кругу артистов, художников, писателей. С детства дружил с Каролем Шимановским и Брониславом Малиновским, сопровождал последнего в его этнографической экспедиции в Океанию (1914). Участвовал в Первой мировой войне как российский подданный, был в Санкт-Петербурге во время Октябрьской революции. Увиденное в эти катастрофические годы в решающей степени определило материал, сюжетику, авторскую позицию в произведениях Виткевича.

 

В 1925 взял псевдоним Виткацы (транскрибируется также как Виткаций), жестко пересмотрел сделанное им прежде как в словесности, так и в живописи. В 1930-е годы творчески экспериментировал с наркотиками, в частности употреблял мексиканский пейотль. Полтора десятка лет, оказавшихся последними, были для Виткевича временем чрезвычайного творческого подъема, даже своего рода взрыва. Вместе с Бруно Шульцем и Витольдом Гомбровичем Виткаций обозначил передний край художественно-литературных поисков в Польше межвоенного двадцатилетия.

 

Покончил жизнь самоубийством 18 сентября 1939 года под впечатлением двойной оккупации Польши фашистами и сталинским СССР.

 

Творчество Виткевича трудно классифицировать, но наиболее близко он подходит к экспрессионизму, нередко его сближают с сюрреализмом. Во многом его творчество близко духу Кафки, хотя без явного пессимизма. Его произведения отличала не только странность и изощрённость, но и стремление отразить новые реалии, новые подходы науки и техники, их воздействие на образ человека. В гротескных пьесах (свыше 30), предваряющих европейскую драму абсурда (в том числе Сапожники, опубликована в 1948), и в романах Прощание с осенью (1927), Ненасытность (1930) показал деформацию и алогичность современной цивилизации

 

Произведения Виткация переведены на многие европейские языки, книги о нем выходят в Европе и США, его романы экранизировались. Эссе об этико-эстетических поисках Виткевича принадлежит теоретику постмодернизма Феликсу Гваттари, оно вошло в его книгу Картографии шизоанализа (1989).


Источник: livelib.ru