Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Авторы
Йоллыг-тегин

Йоллыг-тегин

Рейтинг: 0.000
Биография
Книги
Аудио
Персонажи
Фото
Видео
Аудиофайлы
Об авторе
Кураторы
Стань куратором

Йоллыг-тегин — сын Бильге - кагана. После смерти отца он сел на престол при единодушном согласии вельмож каганата. Этот человек — писатель, историк, автор текстов двух орхонских надписей. Он продолжил политику своего отца, пытался найти выход из обострившегося положения и отправил в Китай три посольства, несмотря на то, что убийство его отца произошло по заказу китайского императора. Он получил титул — Тенгри-хан. 

Йоллыг-тегин считал, что лучшее — это покорить все народы, как делали его предки, склонить их головы и заставить преклонить колени. Йоллыг всегда был против проникновения китайской культуры в кочевой быт, причем он рассматривал материальную культуру как средство для внедрения китайской идеологии. Йоллыг-тегин писал: «Дав себя прельстить их сладкой речью и роскошными драгоценностями, ты, о тюркский народ, погиб в большом количестве… злобные люди так научали часть тюркского народа, говоря „кто живет далеко, тому дают плохие дары, кто живет близко, тому дают хорошие дары“, этими словами он так научал тебя. И вы, люди, не обладающие мудростью, послушавшись речи и подойдя вплотную, погибли там в большом количестве». За дары в то время нужно было отплачивать военной службой, т. е. идти умирать за чужие интересы вдали от родины. «Ты… тюркский народ, стал бродить по всем странам и там совершенно изнемог и изнурился. Вы же, оставшиеся тогда живыми, по всем странам скитались, то живя, то умирая». Китайцев тюрки называли табгачами. Йоллыг пишет о них следующее: «У народа табгач, дающего нам без ограничения столько золота, серебра, зерна и шелка, речь была сладкой, а драгоценности мягкие; прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они совсем сильно привлекали к себе далеко живущие народы. Те же, поселясь вплотную, затем усваивали себе дурное мудрование». 

Имя Йоллыг-тегина стало значимым в истории не столько из-за его каганатства, сколько из-за того, что историю тюрков, Култегина, Бильге и других батыров, их героизм он описал на каменных памятниках. Он особенно мечтал о единстве тюркских народов. Он словно предостерегает: «Кто сможет истребить тюркский народ, если небеса не разверзнутся сверху, если земля не разверзнется снизу? Пропал ты, тюркский народ! То вперед бежишь, то назад. Что нашел хорошего ты в новых местах? Кровь твоя лилась рекой, кости твои лежали горой. Твои сыновья-беки стали рабами, красавицы-дочери стали рабынями». 

После кончины Йоллыг-тегина в 739 году престол перешел к его младшему брату Бильге — Кутлуг хану.