Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Авторы
Утемисов Махамбет

Утемисов Махамбет

Рейтинг: 3.400
Биография
Книги
Аудио
Персонажи
Фото
Видео
Аудиофайлы
Об авторе
Кураторы
Стань куратором

Махамбет Утемисов великий казахский поэт, батыр, который сыграл немаловажную роль в становлении казахской литературы ХІХ века. Природа щедро наградила его талантом композитора, виртуозного исполнителя кюйев, оратора и пламенного поэта. 

М. Утемисов родился в Букеевской Орде на территории Западного Казахстана. Отец будущего поэта Утемис входил в число влиятельных людей, близких к окружению хана Букеевской орды Жангира. 

Махамбет получил всестороннее мусульманское образование, хорошо владел русским языком и грамотой. Знание Корана и языка дипломатической переписи, побудило хана Жангира доверить Махамбету воспитание своего сына Зулькайнара. 

В 1824 году он отправляет  Махамбета с сыном в Оренбург. Около 6 лет в качестве воспитателя ханского наследника поэт прожил в Оренбурге. Позднее, отношения между ханом Жангиром и Махамбетом стали натянутыми, а затем произошел разрыв. 

Весной в 1829 году при попытке уйти за Урал он был пойман и заключен в Калмыковскую крепость. Здесь Махамбет сочинил кюй «Решетчатое окно». Вскоре он бежал из тюрьмы. 

Махамбет вместе с Исатаем защищал интересы обездоленных, но господствующий класс не пошел на уступки. Это привело к новому, более организованному массовому выступлению крестьян в 1836-1837 гг. 

Истрик А.Ф. Рязанов пишет: «Махамбет был душою восстания, владел русской и татарской грамотой, писал воззвание по Орде, послания Жангир-хану и русскому правительству от имени Исатая и народа. Он разъезжал по аулам, агитировал, поднимал народ против Жангира и первый подтолкнул Исатая на путь решительной вооруженной борьбы». 

Даже после того, как восстание терпит поражение, погибает его вождь Исатай Тайманов, Махамбет не прекращает борьбы. Но все его попытки снова поднять людей против ханов и султанов завершаются неудачами. Царские чиновники, казахские правители, управляющие степным краем, вынашивают план подлого убийства поэта-бунтаря. 

Творческое наследие Махамбета – около ста стихотворений. Как известно, он свои стихи не записывал. Акыны Шернияз, Бекет, Мурат, и Лукпан сохранили поэтическое наследие Махамбета для последующих поколений. 

Стихи Махамбета являются програмными произведениями, определяющими цели и задачи восставших. В его замечательных импровизациях создаются образы народных заступников – в том числе героический образ Исатая Тайманова, как вождя крестьянского восстания. 

По свидетельству русского ученого-писателя Е. Ковалевского (1811-1868), познакомившегося с Утемисовым во время путешевствия по казахской степи, он отличается мужественным характером, честностью, красноречием. 

Ковалевский пишет: «Я понял его как натуру героического склада, подлинного патриота, страстно ищущей души и большого обаяния». Махамбет Утемисов признан также как автор многочисленных песен, как талантливый кюйши-домбрист. 

Стихотворения поэта не раз были переведены на русский язык и неоднократно издавались отдельными сборниками. 

Поэзия Махамбета до сих пор считается трудно переводимой. 

Махамбет Утемисов как повстанческий поэт был воспитан на живительных традициях героических поэм. Он искренне любил свой народ и вдохновенно воспевал сокровенные мечты народа о свободе. Его реалистические стихи проникнуты духом времени, подсказаны классовой борьбой простого народа. Его вольнолюбивые стихи передавались, передаются и будут передаваться потомками, вдохновляя и одухотворяя их жизнь.