Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Утешительная песня

13.07.2021 2621

Утешительная песня

(эссе)

«Я слушал звук своего безмятежнего детства которые доносились из звенящего течения Талдыбулака... Сколько неистово ты не глотал бы с этого источника спускающийся с горы, оно утолило бы жажду по родной земле ?! Обычно жажду можно утолить двумя полными глотками воды. А душевную тоску утолить другое дело. Не знаю, сколько я выпил, я просто поглащал эту ледяную воду, которая сквозь костей проникает. Мою руки и лицо, оглядываюсь по сторонам... Сегодня горы, которые когда-то казались недоступными для человечество, словно осели. Как моя бабушка, которая была очень старой и дряблой. И в плену своих мыслей я увидел старика с двумя или тремя рыжеволосыми детьми, стоящими возле рощи. И я узнал в нем того самого старца Какен. О, сила всевышняя, тот самый Калел Ата! Единственное, что не изменилось - это время. А он ни чуть не изменился. В той же шляпе которой всегда носил. Даже беспощадные годы не смогли у него забрать эту шляпу».

Так начинается произведение.

Очевидно, что моменты, когда вы сбиваетесь с пути, всегда будут полны страха и сожаления. И признать эти неудачи приводит только к падению, которое непосредственно ведет к нелепой смерти. Лекарство от заблуждения - найти способ выбраться от безысходности. Ведь сразу выбрать верный путь по жизни - это почти что искусство. Движимый великими мечтами и большими надеждами, каждый из нас свернувший в этот путь – путь литературы, и теперь, среди волн, в ослепляющем тумане, мы, кажется, не знаем, что ищем. Вы не знаете, в какую сторону повернуть и в каком направлении двигаться. Как у героя Толстого Сергия священника вы чувствуете, что всю жизнь были заняты бесполезными вещами. В таких случаех где-то в глубине души, в глубоком подсознаний зажигается искра надежды и поведет вас.

Речь идет об эссе-элегии «Құлабыз» молодого писателя Бакытбека Кадырұлы. Язык сочинения богат и насыщен, повествование с первых строк притягивает. Автор не напрягает своих читателей сумбурными сложными фразеологизмами, и не позволет себе поверхностное повествования. Таким образом, красивое чтение может вызвать у читателя широкий спектр мыслей и эмоций. У меня много мыслей по поводу этого короткого эссе. В первую очередь, конечно, автор символизирует судьбу степного казаха «кулабызу» - павшей птице, потерявшего своего путеводителя, вождя, и изображает трагедию нации.

Изюминкой эссе является момент, когда Калел Ата заканчивает свою сказку и берет в руки свою скрипку и начинает играть. Сначала льется грустная мелодия. Читая эссе, вы почувствуете горечь и печаль обхватывающая эту великую степь. Будто мелодия заговорила о печально павшай птице, о народе умирающий от голода. Вы подумаете, какое парадоксальное сходство.

Звук скрипки повсюду наполняет воздух, и человека полностью одолевает грусть и тоска и в это время она внезапно начинает его утешать. И это чувство утешения еще более сотрясает человека, выводя на новый уровень мышления. Некоторое время назад это мелодия наводила печаль и горечь. А сейчас она начинает лечить израненую ее же стараниями человеческую душу. И с помощью этой мелодии человек начинает четко понимать грань между белой и черной. Это требует реалистичного взгляда на жизнь, ясного признания. Со строк «Посвящается Алихану Бокейхану» становится все ясно и сразу же просачивается идея - страна моя, народ мой, не грусти, не грусти, верь в то что Аллах все еще одаривает сыновьми страну.

Однако идея, зародившаяся в наших сердцах, кажется, раскрывает скрытый аспект этой работы. Прежде всего, понятно, что в любом произведении у автора есть идея. Книги которые он читал, жизнь, которую он прожил, и эпоха, в которой он жил в итоге окажут влияние на него. Многие молодые люди сегодня разочарованы и тоскуют по прошлому, тоскуют по безмятежному прошедшему времени. Иногда прошлое живет в произведениях о будущем.

Как нация, мы многое потеряли в современном обществе. Создается впечатление, что ты находишься между «быть или не быть». Есть и такие новоиспеченные молодые люди которые хотят раз и навсегда отказаться от прошлого, полностью отказаться от обычаев и традиций, знаний и веры. Он считает, что причина нашего отставания от современного мира сего в том, что мы идем в неправильном направлении. Такое ощущение, что для того, чтобы упростить задачу, он должен пойти совершенно в противоположном направлений. В этот момент мне казалось, что настрой нашего общества в целом подавленное и колеблется чтоб не сбиться с пути как павшая птица.

Насколько я знаю, внутреннее чувство автора к этим людям, чувство коллапса, казалось, привело к этой работе. Калел Ата, он как Сэм - последний человек одного из индейских племен в «Медведе» Фолкнера, столь же загадочен и уникален. Но уже без ветвей то есть один единственный экземпляр. Это пройденный этап, вчерашние судьбы, прошлая жизнь со всеми традициями. И ребятишки мелкие которые смотрят вслед за улетавшими птицами об этом и говорит. Автор с оглядывается назад и надеется на будущее. Он призывает народ найти свое новое направление, путь завтрашнего дня, быть здоровыми и терпеливыми по отношению к прошлому, смотреть прямо в жизнь и принимать истину. Он твердит себе то же самое.

Вчерашнее наивное счастливое детство закончилось, и теперь он заставляет себя думать о завтрашнем дне. Поэтому я понял «Кулабыз» как песню утешения. Самое удивительное, что он объяснил это, слушая музыку. Надеясь на будущее, продвигая ценности прошлого. Не оглядывайся назад, не теряй, а найди новый путь.

Еще одно преимущество автора в том, что он выражает это только символически, чисто и прозрачно, не прибегая к риторике. Фактически произведение направлено на мудрого читателя. Насколько мне известно, читатель понимает, что в произведении говорится о высоком. Тот факт, что у нашего разума нет горизонта, это и намекает на то что произведение для широкого мышления.

Произведение, состоящее только из рассуждений и комментариев, не имеет художественной ценности. Тот факт, что эссе посвящено «памяти Алихана Бокейхана» своим глубоким содержанием открывает путь к широкой аудиторий. Однако мы считаем, что произведение таит в себе некий секрет, интертекстуальный подтекст проистекает из упомянутого выше общего социально-духовного кризиса и внутреннего мира самого автора.

Дорогой читатель, возможно, в произведении вы найдете кое-что еще, а то что мы изложили – это восприятие с нашей стороны. Хочу добавить, что как близко знакомый человек и с Бахытбеком Кадырулы, и с его произведениями, он очень хорошо изучил казахскую мелодию кюиев и музыку.

Многие его работы тесно переплетены с прекрасным искусством кюя, в котором скрыта вся сущность нашего народа. В этом его особенность.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha