Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
Источник простой и благородной личности казахского народа

27.11.2020 1275

Источник простой и благородной личности казахского народа

Сейтен Лиманович Сауытбеков - творческий педагог, мастер-организатор, библиограф, ученый. Мы сосредоточимся на жизни и творчестве отечественного интеллигента Сейтена Сауытбекова, который, как сказал Хаким Абай за девяносто лет сознательной жизни, "Шел не спеша, ступал уверенно", воспитал тысячи учеников, занимался творческой и научной работой и внес вклад в духовное развитие нации.

Сейтен Лиманович Сауытбеков родился в 1907 году в селе Тонкерис Шалакынского района бывшего Кызылжарского района Северо-Казахстанской области. Его дед Сауытбек и отец Лиман были грамотными людьми своего времени и знали арабский язык.

Значение слова «иностранец» заключалось в том, что Сауытбек смог овладеть и использовать экономические навыки окрестных русских деревень, установив с ними связи. В начале двадцатого века народ северной окраины казахской степи жили в согласии. История показала, что многие образованные люди, даже те, кто оплакивал день нации, были выходцами из этого края. В любом случае, главной причиной этого было заселение европейских образованных народов. В частности, положительно повлияли города Казань, Уфа, Оренбург, Троицк, Кызылжар, Омск и другие города, где есть базовые учебные заведения для тюркских мусульман.

Лиман, грамотный отец, свободно говоривший на арабском и персидском языках, был первым, кто обучил своих сыновей Нургали и Сейтен. После этого известный в регионе старый учитель Сейдахмет продолжил учебу в медресе Хазрата.

Я учил джадидизм и говорил на казахском,

Мой отец мне шесть лет преподавал на арабском.

Когда мне было тринадцать, малолетним муллой я стал,

Казах шал сделал из меня имама и учил всему, что знал, -

По его словам, в то время он изучал новаторский метод преподавания религии в казахских степях - джадид. Джадиды отличались от традиционных тем, что преподавали некоторые современные предметы в дополнение к арабской лингвистике и религиозным канонам.

Дальнейший жизненный путь молодого Сейтена приходится на период жестоких революций и войн. Во время гражданской войны он читал поминальные обряды расстрелянных и получил благодарность народа.

После окончания революции, окончания гражданской войны и усиления советской власти начали открываться местные русскоязычные начальные школы. Сейтен Сауытбеков также ходит в начальную школу с группой увлеченных молодых людей. После окончания начальной школы его направили работать учителем в село Шыбыкколь. Работая учителем, продолжил образование на подготовительном отделении педагогического техникума, открытого в 1928 году в местности под названием Майбалык. Желая получить высшее образование, Сейтен в 1931 году уехал в Алматы, чтобы учиться на физико-математическом факультете КазПИ им. Абая, первого вуза в Казахстане. Соотечественники, известные писатели Габит Мусрепов и Сабит Муканов дают советы и рекомендации, когда он приехал в Алматы в поисках образования.

В 1932-1933 годах из-за голода Сейтен бросил учебу. Когда он услышал о тяжелом положении своих престарелых родителей, он вернулся домой. До начала Второй мировой войны он занимался коллективизацией и администрированием сельских районов, а также преподавал. Когда разразилась Великая Отечественная война, Сейтен пошел в военный комиссариат и добровольно ушел на фронт. Служил в специальной воинской части, где готовят офицеров-срочников.

В послевоенные годы, после получения диплома, он всю жизнь работал учителем и школьным администрированием. Занимаясь воспитательной работой, успевал заниматься и творческой работой:

Чтобы усердно трудиться для своей страны,

Я мечтал достичь этой цели.

Я игнорировал свободу старости,

Хочу с честью покинуть этот мир, -

В течение тридцати лет Сейтен Сауытбеков возглавлял Балуанскую среднюю школу в Шалакынском районе нынешнего Северо-Казахстанской области. Благодаря усилиям Сейтена Сауытбекова казахские школы в стране смогли продолжить обучение на родном языке, в то время как казахские школы в стране были закрыты или преобразованы в школы с русским языком обучения. Школа Балуан под руководством Сейтена Сауытбекова является одной из ведущих школ страны и превратилась в научную и экспериментальную площадку. В эти годы С.Сауытбеков работал над авторским проектом учебника «Азбука».

Большим педагогическим открытием стало то, что учитель Сейтен, руководствуясь национальными ценностями в воспитании, создал в школе Совет судей, где обсуждали учеников, нарушивших дисциплину, их традиции – в свое время это оказало большое влияние не только на учащихся, но и на молодежь всего села.

Кроме того, при школе открывается «сельский зоопарк». В «Сейтенском зоопарке» содержались животные степной и лесостепной зон (еж, барсук, суслик, серый заяц и другие) и дикие птицы (степная утка, лысуха, кукушка, полевой воробей и синица, морошка и другие), за которыми ухаживали учащиеся.

В весенние месяцы вокруг школы массово выращивались плодово-ягодные и цветочно-травянистые растения и деревья (сосна и береза). Тем самым он приобщал учащихся к общению с природой, взаимному сотрудничеству, экологическому воспитанию.

Учитель Сейтен, удостоенный звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», также разрабатывает и внедряет в учебный процесс многие новаторские методики в области физики и математики. Самое главное, что люди, в том числе и видные люди своего времени, оценили его неустанный труд и оставили свои отзывы о разностороннем, образованном и творческом человеке. Академик Сабит Муканов сказал о нем: «Настоящий народный учитель, учитель учителей», - народный писатель Республики Казахстан Музафар Алимбаев: «... Нет большего таланта, чем любить человека. А умение заботиться о ребенке - очень редкое явление среди людей. Сейтен Сауытбеков - прекрасный садовник этой детской души, прекрасный педагог и наставник ...», - сказал он.

В мемуарах «Великий учитель» литературовед Турсынбек Какишулы пишет: «Когда я слышу имя Сейтена Сауытбекова, я не знаю, почему, на самом деле я представляю себе внешность, поведение великого учителя. Конечно, каждый смотрит со своей высоты. Мне показалось, что Сейтен Сауытбеков – УЧИТЕЛЬ с большой буквы, и все-таки он представляется в моем воображении в том же образе. Я помню, что он и Сабит Муканов опубликовали сборник стихов Баймагамбета Изтулина в 1957 и 1981 годах. Следует закрепить научную основу обязательного упоминания Баймагамбета в учебниках казахской литературы. В этой сфере Сейтеке добросовестно выполнял все, что мог. Докажу это тем, что написал в своей книге «Садақ», вышедшей в 1986 году...", - говорит о большом вкладе Сейтена Сауытбекова в инвентаризацию истории нашей литературы.

Известно, что из числа тысяч учеников, которых учил Сейтен, в стране родились известные и знаменитые люди. В своих воспоминаниях его ученик Герольд Бельгер, выдающийся писатель Казахстана, рассказывает: «...добропорядочность, любознательность, новаторство, гуманность – вот из таких глубоких и осмысленных понятий можно составить человеческий, общественный, духовный облик истинного гражданина Сейтена Ага Сауытбекова и изучить его универсальную личность.

Выросшие благодаря педагогическим и методическим способностям Сейтена, сделали его легендой в Ишимском районе. Я пишу эту историю так, чтобы вспомнить, что в трудный период моей жизни мне встретился, помог, проявил порядочность, человечность истинный учитель Сейтен Сауытбеков. Выросшие благодаря педагогическим и методическим способностям Сейтена, сделали его легендой в Ишимском районе. Пишу этот рассказ, чтобы напомнить вам, что в трудный период моей жизни меня встретил настоящий учитель Сейтен Сауытбеков, помог мне и проявил мудрость и человечность. Очевидно, что такой подвиг (вспомните послевоенную политическую ситуацию) недоступен не всем людям. В то же время Секе был для меня большой поддержкой, заботой, доверием и советом. Такую доброту нельзя забыть. Иногда мне интересно, что бы случилось, если бы я не встретил Секе...». Мы не знаем, какую нравственную работу проделал Сейтен в личной жизни известного писателя, известного как «казахский Гер ага». Самое главное, ясно, что во время кризиса он рисковал, но все же заботился о представителе политически ненадежной нации.

Когда Республика Казахстан добилась независимости, 83-летний старец поставил перед собой цель-передать знания, жизненный опыт и работать над благополучием, привить любовь к языку и менталитету, религиозным ценностям нации, питать ее, зажигать ее. В результате этого стремления он написал много трудов, имеющих большое познавательно-воспитательное значение. Он написал «Тағылым – тілден», «Құран сөзі – құдай сөзі», «Теріс мінездерге қарсы ізгілік тағылымдар» и многие другие произведения.

Творческая деятельность Сейтена Сауытбекова в духе нации началась задолго до независимости. После почетного ухода с преподавательской деятельности в стране Сейтен Лиманович уехал на пенсию в столицу страны Алматы, где занимался научной деятельностью в Казахской академии образования имени Ы. Алтынсарина и отделе редких рукописей Государственной национальной библиотеки Казахстана. В то время специалистов, знающих арабский, персидский, чагатайский тюркский, прямая письменность и другие языки было не так много. И он осуществил каталогизацию книг и рукописей на арабском языке, собранных в фондах. Наибольшую популярность среди соискателей того периода имел библиографический сборник «желтая тетрадь Сейтена». Благодаря самоотверженному труду этого простого и трудолюбивого старца, только вопрос времени, когда мы поймем, сколько ценных вещей, ранее неизвестных в подвалах, на пыльных полках и в упаковках было введено в научный оборот. Кстати, в годы освоения целины территория кладбища Уали хана Абылаевича возле аэропорта сгорела, а могилу привезли в Кокшетау из травы на вершине холма. Жителям Кокшетау хорошо известно, что Сейтен Лиманович одним из первых прочитал надпись на надгробии и доказал, что он был настоящим ханом.


Еще одна сторона Сейтена Сауытбекова – это его большой труд, который способствовал развитию детской литературы. Это отдельная тема, требующая особого внимания. Сейтен Сауытбеков написал много стихов и сказок. «Хорошие люди не могут сказать, что они хорошие, плохие люди кричат, что они хорошие», - сказал он. Он доказал необходимость и жизнеспособность нашего родного языка, который становится все мельче и глубже, через многогранную работу маленькой школы в отдаленной деревне; составил учебник «Азбука» по алфавиту, составленный Аханом, хотя специальность у него была другая; посвятил себя инвентаризации древнего литературного наследия, над которым он много работал после выхода на пенсию; Можно с уверенностью сказать, что Сейтен Лиманович Сауытбеков, писавший образцовые и поучительные произведения, действительно был источником простой и благородной личности казахского народа. Завершим нашу статью словами классика казахской литературы Мухтара Магауина: «Казалось, что Сейтен Сауытбеков был последним из казахских интеллектуалов, образованным и мудрым старцом».


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


(0)
Оставить комментарий:
Captcha