Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Литературный процесс
«Все начинается с лошади» Бахыта Даулбаева

11.10.2019 61

«Все начинается с лошади» Бахыта Даулбаева

Бахыт Даулбаев — автор ряда стихов и рассказов, кинооператор, кинорежиссер, автор сценариев документального фильма «Граница» и художественного фильма «Белый квадрат».

Родился в 1938 году в Алма-Ате. Окончил операторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Работал на киностудии «Казахфильм».

Первый рассказ «Все начинается с лошади» книги «Листва, скрывающая тротуар», изданной в 2005 году, написан автором по мотивам притчи, услышанной в поезде.

Было это в глубокой древности, когда природа сотворила все живое. Бог-Распорядитель отмерял всей живой сущности срок жизни и функции. У него был мешочек с металлическими номерками, на которых была изображена определенная цифра.

Первой к нему подошла лошадь и Бог-Распорядитель отмерил ей сорок лет, но предупредил, что она будет пахать землю, носить на себе тяжесть, участвовать в скачках, будет вся в мыле, то есть человек будет ею пользоваться на свое усмотрение.

Тогда лошадь взмолилась и попросила сократить ей срок жизни в два раза. Бог-Распорядитель не желал, но лошадь умоляла и ему пришлось уступить. Положил он второй номерок с цифрой 20 обратно в мешочек.

Следующей к нему подошла корова. Ей также было отмерено сорок лет жизни. Но ее всю жизнь будут доить по несколько раз на день, она будет работать на человека, а потом заберут ее кожу и даже рога с копытами. Ей эта жизнь не понравилась уже заранее, а как же ее телята? Чем она будет их кормить? «Витаминизированным комбикормом», — ответил Бог-Распорядитель. Корова также умоляла сократить ей жизнь вдвое и на этот раз Бог-Распорядитель разжалобился.


Далее подошла собака. Ее участь также не была сладкой. Она должна была сторожить своих хозяев, зиму должна была проводить на улице, а ей могли кинуть лишь обглоданную кость и обращаться с ней по-зверски. Вмиг собака превратилась в дворнягу с жалостливыми глазами, высунутым языком и виляющим хвостом. Крупные слезы катились из глаз дворняги и превращались в ручей. Бог-Распорядитель боялся утонуть в слезах дворняги и сократил ей жизнь. Тяжело вздохнув он насчитал уже три лишних металлических номерка в целом составляющих шестьдесят лет.

Наконец, к нему подошел человек, бледный и с больным желудком. Сорок лет ему было мало, это даже не жизнь, а эксперимент. Поэтому он, в отличие от животных-предшественников попросил себе добавить несколько лет жизни.

Бог-Распорядитель объяснил человеку, что может дать ему двадцать лет лошадиной жизни и после сорока лет человеческой жизни ему придется пахать как лошадь и не видеть за это вознаграждения. Следующие двадцать лет жизни его будет доить как корову дети, внуки, правнуки и никакой награды за это не будет. А последние двадцать лет жизни с ним будут обращаться как с собакой, никому из родственников он будет не нужен.

Несмотря на это жестокое пророчество человек был жаден до жизни и жаждал долголетия. Бог-Распорядитель отдал ему шестьдесят лет жизней животных.

Долго ждал Бог-Распорядитель, животные так и не пришли к нему и лишь на 99 году жизни того человека вдали он увидел черную точку и у нее было три ноги. Это был тот самый человек с посохом в руке. Он был немощен и еле передвигался, но сильно просил продления жизни, хоть муравьиной или тараканьей.

Бог-Распорядитель сказал, что у него нет больше жизней и мешочек его пуст, но человек настаивал на своем. И тут Бог-Распорядитель нащупал на лбу морщинку, которая постепенно увеличивалась. Во время беседы она начал стареть, одеяние его превратилось в листву и тело в известняк, который немного погодя осыпался.

Так, не стало Бога-Распорядителя и на его место сел человек. Все начиналось снова. Первой к себе он призвал лошадь.

P.S. Подобный мешочек был найден при раскопках языческого захоронения в предгорьях Алтая. В течение некоторого времени кусок иссохшей кожи считался скальпом снежного человека. При детальном исследовании на кошельке были обнаружены следы знаков неизвестного письма. После длительных споров ученые пришли к более точному прочтению. Знаки означают: «Бессмертна лишь греховность наша».

Притча хранит в себе великую мудрость жизни, поучительного характера, заставляет переосмыслить человеческую жизнь.

Знаменательно то, что этот рассказ представлен первым в цикле рассказов вышеупомянутой книги. Написан в сказочном жанре, легко и интересно.

Б. Даулбаев — разносторонний человек и пишет талантливо как для кино, так и для широкого круга читателей.

Фото: alexey-zhukov.ru


Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте вместе с нами!


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Adebiportal@gmail.com 8(7172) 79 82 12 (ішкі – 112)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.


Теги: Бахыт Даулбаев, рассказ
(0)
Оставить комментарий:
Captcha

Самые читаемые