Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Авторы
Льоса Марио Варгас

Льоса Марио Варгас

Рейтинг: 0.000
Биография
Книги
Аудио
Персонажи
Фото
Видео
Аудиофайлы
Об авторе
Кураторы
Стань куратором

Перуанский прозаик, один из ведущих писателей-новаторов современной латиноамериканской литературы, родился 28 марта 1936 в Арекипе. Детство провел в Боливии, где его дед был консулом. По настоянию отца окончил военное училище имени Леонсио Прадо, а затем поступил на филологический факультет университета Сан-Маркос, но вскоре уехал в Европу, в 1958 году в Мадриде защитил диссертацию о творчестве Рубена Дарио, в Париже работал журналистом, а также на радио и телевидении. В 1967, получив Международную премию имени Р.Гальегоса, Варгас Льоса произнес знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью.

Первый роман Варгаса Льосы «Город и псы» (La ciudad y los perros, 1963) произвел в Лиме скандал, повлекший публичное сожжение книги. Изображенные в "правдивой истории" военного училища Леонсио Прадо дикие нравы заклеймили позором всю перуанскую военщину. Роман «Город и псы» (1963) стал культовой книгой для молодёжной читательской аудитории Советского Союза. В СССР и в США книга была экранизирована. В романе «Зеленый дом» (La casa verde, 1968) центральные темы насилия и отчуждения развиваются одновременно в пяти пересекающихся сюжетах. Писатель использует изощренную технику монтажа - с мгновенными переключениями времени и места действия и множественными точками зрения. Повесть «Щенки» (Los cachorros, 1967) описывает историю кастрированного юноши в "мачистском" (от исп. macho - самец, настоящий мужчина) окружении. После публикации этой повести, изображающей насилие элементом социального уклада жизни и выражающей анархический протест против торжества тотальной несправедливости в обществе Латинской Америки, писатель был назван некоторыми критиками «наследником Хемингуэя».

Роман «Разговор в Соборе» (Conversacin en La Catedral, 1969) вскрывает коррумпированность перуанского общества в период диктатуры М. Одрии (1948-1956). В романе «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг» (Pantalen y las visitadoras, 1973) в фарсово-сатирическом ключе изображено стремление солдафонов регламентировать все, даже сексуальную жизнь подчиненных. В детективной повести «Кто убил Паломино Молеро?» (Quien mat a Palomino Molero, 1986) история убийства молодого певца становится поводом для исследования зыбких границ истины и справедливости. Варгас Льоса опубликовал также романы «Тетушка Хулия и писака» (La ta Julia y el escribidor, 1977), «Война конца света» (La guerra del fin del mundo, 1981), «История Майты» (La historia de Mait, 1984) и исследование о творчестве Флобера (1975).

Последний роман писателя, "Сон кельта", был опубликован на испанском в сентябре 2010 года.

Варгас Льоса в основном живет в Лондоне, однако каждый год старается посещать Перу, осмысление истории которого стало одной из главных тем писателя. Он много участвовал в политической жизни своей страны, в молодости поддерживал кубинский режим, но со временем разочаровался в коммунистических идеях, перейдя на позиции либерализма. В 1990 году даже баллотировался в президенты Перу от партии «Демократический фронт», но проиграл во втором туре Альберто Фухимори. В 1993 году писатель получил испанское гражданство.

Варгас Льоса является членом Испанской королевской академии, почётным доктором ряда университетов Европы и Америки. Он кавалер французского Ордена Почётного легиона (1985), лауреат Международной премии имени Ромуло Гальегоса (1967), премии принца Астурийского (1986), премии Сервантеса (1994), премии мира немецких книготорговцев (1996), премии Чино дель Дука (2008). Его считают одним из ведущих латиноамериканских прозаиков XX века и ставят в один ряд с такими новаторами как Борхес, Гарсиа Маркес, Кортасар.

 noblit.ru

Самые читаемые