Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Авторы
Сокпакбаев Бердибек

Сокпакбаев Бердибек

Рейтинг: 4.667
Биография
Книги
Аудио
Персонажи
Фото
Видео
Аудиофайлы
Об авторе
Кураторы
Стань куратором

Бердибек Сокпакбаев родился в 1924 году в одном из горных аулов Нарынкольского района Алма-Атинской области. Там же окончил среднюю школу. Накануне Великой Отечественной войны Б. Сокпакбаев – впечатлительный, настойчивый и усидчивый; потом – служба в армии; послеармейская жизнь продолжилась учебой в Алма-Ате в Казахском педагогическом институте им. Абая, позднее окончил Высшие литературные курсы в Москве.

Много занимался журналистикой, работал в редакциях газет и журналов «Казах адебиети», «Балдырган». работал на киностудии, а еще раньше учительствовал в школах родного района. Его всегда волновали сложные проблемы детского воспитания. Бердибек Сокпакбаев был педагогом-воспитателем, и, видимо, это обстоятельство в немалой степени предопределило тематику его произведений.

В Союзе писателей Казахстана работал консультантом по детской литературе.

Бер­ди­бек Сок­пакба­ев преж­де все­го детс­кий пи­сатель. Детс­тво и юность – стер­жень всех его книг. Про­из­ве­дения Сок­пакба­ева во мно­гом ав­то­би­ог­ра­фич­ны. А детс­тво у пи­сате­ля от­нюдь не из лег­ких. Из­вест­ный пи­сатель Ану­ар Алим­жа­нов ска­зал за­меча­тель­ные сло­ва: «Но ведь из­вест­но, что да­же са­мое труд­ное детс­тво прек­расно по-сво­ему. Оно соп­ро­вож­да­ет нас всю жизнь. И быть мо­жет, имен­но по­это­му каж­дый из нас да­же на скло­не лет, до са­мого кон­ца сво­его жи­вет вол­ну­ющи­ми, яр­ки­ми, доб­ры­ми, смеш­ны­ми и груст­ны­ми, но всег­да до­роги­ми, тро­гатель­ны­ми вос­по­мина­ни­ями о сво­ем детс­тве. Отк­ры­тия, сде­лан­ные на­ми в те да­лекие го­ды, соп­ро­вож­да­ют нас всю жизнь – и пер­вая улыб­ка дев­чонки, ожег­шая не­ис­ку­шен­ное серд­це, и ма­теринс­кая неж­ность, и за­пах трав в сте­пи, и горь­кий прив­кус кро­ви на раз­би­тых нед­ру­гами гу­бах, и доб­рое на­путс­твие от­ца».

Бер­ди­бек Сок­пакба­ев на­чинал свою твор­ческую де­ятель­ность как по­эт. В 1950 го­ду вы­шел пер­вый сбор­ник его сти­хов «Род­ник», от­ли­чав­шихся осо­бой до­вери­тель­ностью и иск­рен­ностью ав­торс­ко­го чувс­тва. Кни­га бы­ла вы­соко оце­нена кри­тикой и поль­зо­валась ус­пе­хом у чи­тате­лей.

Вско­ре Б. Сок­пакба­ев де­бюти­ровал и в про­зе, не ме­нее яр­ко, чем в по­эзии. Его бес­хитрост­ные по сю­жету, но глу­бокие по объем­но­му изоб­ра­жению жиз­ни и бы­та ка­захс­ко­го аула по­вес­ти «Шест­над­ца­тилет­ний чем­пи­он» (1951), «До­рога счастья» (1953), «По­весть о се­бе» (1957) сра­зу по­лучи­ли приз­на­ние не толь­ко под­рост­ков, но и ши­роких кру­гов взрос­лых ка­захс­ких чи­тате­лей. И не уди­витель­но. Ведь кни­ги пи­сате­ля на­селя­ют доб­рые и муд­рые, озор­ные и смыш­ле­ные ге­рои, не по­любить ко­торых, не со­пере­живать их бе­дам, не ра­довать­ся их уда­чам прос­то не­воз­можно. Пи­сатель на­делил сво­их пер­со­нажей чер­та­ми изд­рев­ле лю­бимых фоль­клор­ных ге­ро­ев, а чи­татель с удив­ле­ни­ем и удо­воль­стви­ем их уз­на­вал.

Са­мую боль­шую из­вест­ность Б. Сок­пакба­еву при­нес­ла по­весть «Ме­ня зо­вут Ко­жа». Она выш­ла в из­да­тель­стве «Детс­кая ли­тера­тура», а за­тем уже с русс­ко­го язы­ка бы­ла пе­реве­дена на мно­гие язы­ки и из­да­на за ру­бежом: во Фран­ции, Поль­ше, Че­хос­ло­вакии, Бол­га­рии… И толь­ко пос­ле это­го она вер­ну­лась до­мой – к сво­им ис­конным, ка­захс­ким, чи­тате­лям, что­бы проч­но за­нять мес­то в их серд­цах.

По этой по­вес­ти на ки­нос­ту­дии «Ка­зах­фильм» был снят ху­дожест­вен­ный фильм, ко­торый по­лучил спе­ци­аль­ный приз на Меж­ду­народ­ном фес­ти­вале детс­ких и юно­шес­ких филь­мов в Кан­нах в 1967 го­ду. В один из труд­ных мо­мен­тов Бер­ды-ага приз­на­вал­ся: «Отк­ро­вен­но го­воря, бла­года­ря имен­но этой по­вес­ти мне уда­лось вы­жить, бла­года­ря имен­но ей дух мой не был слом­лен. Она под­держи­вала ме­ня в са­мые мрач­ные дни и в ма­тери­аль­ном и в мо­раль­ном смыс­ле». Глав­ный ге­рой по­вес­ти Ко­жа – не­удер­жи­мый фан­та­зер, озор­ник – час­то по­пада­ет в са­мые не­веро­ят­ные си­ту­ации, из ко­торых вы­бира­ет­ся с честью бла­года­ря сво­ей ис­тинно на­род­ной сме­кал­ке, уму и на­ход­чи­вос­ти. Он всег­да не­пос­редс­твен в сво­их пос­тупках, от­зывчив на чу­жое го­ре, на­делен чувс­твом выс­шей спра­вед­ли­вос­ти, ве­рен друж­бе, чес­тен, неп­ри­мирим ко злу. Все эти ка­чест­ва рож­да­ли доб­рый отк­лик в ду­шах чи­тате­лей, до­верие и ог­ромную сим­па­тию к ма­лень­ко­му ге­рою, маль­чи­ку из да­леко­го, глу­хого ка­захс­ко­го аула. Ко­жа стал на­рица­тель­ным ге­ро­ем.

Еще од­на по­весть «Пу­тешест­вие в детс­тво» (1960), дей­ствие ко­торой про­ис­хо­дит в 1930-го­ды, че­рез судь­бу ма­лень­ко­го ге­роя по­казы­ва­ет без прик­рас со­бытия то­го вре­мени и не­лег­кую жизнь ка­захс­ко­го на­рода. Жи­во и ув­ле­катель­но, с ум­ной улыб­кой Б. Сок­пакба­ев расс­ка­зыва­ет о сво­ем детс­тве. Мы ви­дим ре­аль­но ис­то­ричес­кую прав­ду эпо­хи.

В ро­мане «Мерт­вые не возв­ра­ща­ют­ся» (1967) пи­сатель по­казы­ва­ет жизнь и ста­нов­ле­ние ха­рак­те­ра нас­той­чи­вого, прин­ци­пи­аль­но­го юно­ши, ко­торый пре­одо­лева­ет все труд­ности на жиз­ненном пу­ти. На каж­дой стра­нице ро­мана мы встре­ча­ем точ­ные наб­лю­дения, жи­вые кар­ти­ны, иск­ры жиз­ни, при­сущие то­му вре­мени.

Мно­гие про­из­ве­дения Б. Сок­пакба­ева на­писа­ны для млад­ше­го воз­раста. Каж­дый пе­ри­од че­лове­ка по­лон сво­их не­под­дель­ных ра­дос­тей. С этой точ­ки зре­ния вы­зыва­ет не­под­дель­ный ин­те­рес расс­каз «Аяжан» о го­родс­кой де­воч­ке, при­ехав­шей в кол­хоз к де­душ­ке и отк­рыв­шей для се­бя лю­бопыт­ную, ауль­ную жизнь.

Сре­ди позд­них про­из­ве­дений пи­сате­ля есть за­меча­тель­ный расс­каз «Где же ты, Га­ухар?». Расс­каз о люб­ви, на­писан­ный так та­лант­ли­во, что воск­ре­ша­ет у каж­до­го вос­по­мина­ние, ще­мящее ду­шу сво­ей кра­сотой, не­пов­то­римостью и воз­вы­шен­ностью. Не мно­гим да­но с та­ким ис­кусс­твом, с та­кой точ­ностью си­лы и пе­чали по­ведать об этом.

Во всех про­из­ве­дени­ях Б. Сок­пакба­ева чувс­тву­ет­ся, что ис­то­ки его твор­чест­ва бе­рут свое на­чало из на­род­ной жиз­ни. Пи­сатель вла­де­ет бо­гатой изоб­ра­зитель­ной па­лит­рой. Он ис­кусно ри­су­ет порт­ре­ты сво­их ге­ро­ев, каж­дый из ко­торых го­ворит при­сущим толь­ко ему ко­лорит­ным язы­ком. Раск­ры­тие внут­ренних пе­режи­ваний и раз­ду­мий ге­роя ста­новит­ся ос­новным ху­дожест­вен­ным при­емом пи­сате­ля. Во всех про­из­ве­дени­ях Б. Сок­пакба­ева зри­мо выс­ту­па­ет своя ма­нера пись­ма. Здесь и уг­лублен­ный ре­ализм, и вер­ное сле­дова­ние пе­рипе­ти­ям жиз­ни, и впе­чат­ля­ющая дос­то­вер­ность их пе­реда­чи.

Еще при жиз­ни Бер­ди­бека Сок­пакба­ева на­зыва­ли клас­си­ком ка­захс­кой детс­кой ли­тера­туры. Его кни­ги ни­ког­да не за­лежи­вались на пол­ках биб­ли­отек и на при­лав­ках ма­гази­нов, их с не­тер­пе­ни­ем жда­ли бла­годар­ные чи­тате­ли, и де­ти, и взрос­лые. Их лю­бят чи­тате­ли всех воз­растов и по­коле­ний, как оно и бы­ва­ет с клас­си­кой.

Тот, ко­му зна­комы род­ные мес­та Бер­ди­бека Сок­пакба­ева, хо­рошо зна­ет, как прек­расна и не­пов­то­рима кра­сота гор­ной стра­ны, ле­жащей по обо­им бе­регам бур­но­го Байин­ко­ля. Крат­ковре­мен­ный гость мо­жет и не уви­деть жем­чу­жины тех мест – Хан-Тенг­ри, слиш­ком час­то он зак­рыт хму­рым об­лачным за­наве­сом. Од­на­ко, мно­гое мож­но от­дать за то, что­бы встре­тить­ся с вер­ши­ной, ког­да она вся в си­янии солн­ца и ра­дуж­но­го расс­ве­та. Детс­тво для Б. Сок­пакба­ева всег­да ос­та­валось си­яющей зо­лотой вер­ши­ной, ка­кие бы чер­ные ту­чи не на­пол­за­ли на вол­шебные впе­чат­ле­ния ран­них лет. Не­даром зак­лю­читель­ные стро­ки по­вес­ти «Ме­ня зо­вут Ко­жа» за­вер­ша­ют­ся сло­вами о том, что пти­ца меч­ты ле­тит над ми­ром, ле­тит к звез­дам, и ник­то не смо­жет ос­та­новить ее силь­ный и вдох­но­вен­ный по­лет.