Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай Кунанбаев

Главная
Авторы
Гессе Герман

Гессе Герман

Рейтинг: 0.000
Биография
Книги
Аудио
Персонажи
Фото
Видео
Аудиофайлы
Об авторе
Кураторы
Стань куратором

 

Герман Гессе (1877-1962) – немецкий писатель, поэт, критик, публицист. Лауреат Нобелевской премии 1946 года в области литературы.
 
Родился 2 июля 1877 года в городке Кальв земля Вюртемберг в Германии в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы.
 
В 1890 году поступил в латинскую школу в Геппининге, затем перевелся в протестантскую семинарию в Маульбронне – родители надеялись, что сын станет теологом. После попытки побега был исключен из семинарии. Сменил несколько школ.
 
В одном из юношеских писем Герман Гессе признавался, что не находит себя в религиозном служении, и, если выбирать, он предпочел бы стать поэтом.
 
После школы работал в издательстве отца, был подмастерьем, учеником книготорговца, часовщиком. В 1895–1898 годах – помощником продавца книг в университетском Тюбингене. В 1899 году переехал в Базель, работал продавцом книг, писал. Присоединился к обществу начинающих литераторов «Маленький кружок».
 
Первый опубликованный поэтический сборник Романтические песни (1899) не вызвал одобрения его благочестивой матери из-за светского содержания. Подобно первому, второй сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе Час после полуночи (1899) был выдержан в традициях классического немецкого романтизма с мотивами исповедальности, одиночества, поиска гармонии с природой; позднее в поэзии все явственней звучала вера в могущество человеческого духа.
В 1901 и 1903 годах Герман Гессе совершил поездку в Италию. Познакомился с литераторами, издателями. В 1901 вышла повесть Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера, ознакомившись с которой, издатель Самюэль Фишер предложил Гессе сотрудничество. Повесть Петер Каменцинд (1904) принесла автору первый успех, в том числе финансовый, а издательство «С.Фишер» с тех пор постоянно публиковало его произведения.
 
Герой Петера Каменцинда – цельная личность, и остается ею во всех своих увлечениях и поисках. Вырисовывается основная тема творчества – «путь к себе» (фраза Гессе) личности в этом мире.
 
В 1904 году Гессе женился на дочери известного математика Марии Бернулли. Оставляет работу в книжном магазине, супруги снимают дом в заброшенной горной деревушке на Баденском озере и переезжают туда, предполагая посвятить себя литературному труду и общению с природой.
 
В 1906 году вышла психологическая повесть Под колесами, навеянная воспоминаниями об учебе и самоубийстве брата-семинариста. Гессе считал, что жесткая прусская система воспитания лишает детей естественных радостей общения с природой и близкими. Из-за острой критической направленности книга была опубликована в Германии только в 1951 году.
В 1904–1912 годах сотрудничал с многими периодическими изданиями: «Симплициссимус», «Рейнланд», «Нойе Рундшау» и др. Писал очерки, эссе, в 1907–1912 годах был соредактором журнала «Март», противопоставлявшего себя пангерманистскому изданию «Вельтполитик». Вышли сборники новелл По эту сторону (1907), Соседи (1908), Окольные пути (1912), роман Гертруда (1910) – о трудностях становления одаренного музыканта, его попытках обрести душевное равновесие.
 
В сентябре 1911 года на средства своего издателя Гессе совершил поездку в Индию, намереваясь посетить место рождения матери. Но путешествие продлилась недолго – по приезде в южную Индию он почувствовал себя плохо и возвратился. Тем не менее «страны Востока» продолжали будить его воображение и вдохновили на создание Сиддхартхи (1921), Паломничества в Страну Востока (1932). По непосредственным впечатлениям от поездки был выпущен сборник Из Индии (1913).
 
В 1914 году семья, в которой было уже двое сыновей, переехала в Берн, где в 1914 году родился третий сын, однако это не ослабило нарастающее отчуждение между супругами. В романе Росхальде (1914), описывая распад буржуазной семьи, Гессе задается вопросом – нужно ли вообще жениться художнику или мыслителю. В повести Три истории из жизни Кнульпа (1915) появляется образ одинокого скитальца, бродяги, который противопоставляет себя бюргерской рутине во имя личной свободы.
 
Во время Первой мировой войны (Гессе не подлежал призыву в армию по состоянию здоровья) сотрудничал с посольством Франции в Берне – оказывал поддержку благотворительной организации. Выпускал газету, серию книг для немецких солдат. Активно переписывался с Роменом Ролланом, который приезжал в Берн. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного национализма своей родины, что привело к падению его популярности в Германии и личным оскорблениям в его адрес.
 
После тяжелого эмоционального срыва, связанного с тяготами военных лет, смертью отца, переживаниями из-за душевной болезни жены (шизофрения) и болезни сына, в 1916 году проходил курс психоанализа у доктора Ланга – ученика Юнга. Позже, заинтересовавшись идеями аналитической психологии, несколько месяцев «брал сеансы» у Юнга.
 
В 1919 году покинул семью (1919) и уехал на юг Швейцарии в деревню на берегу озера Лугано.
 
Под псевдонимом Эмиль Синклер вышел роман Демиан (1919), снискавший большую популярность среди молодежи, вернувшейся с войны. Поэтически описанные встречи со значимыми людьми, (друг и второе «я» героя – Демиан, Ева – олицетворение вечной женственности, органист Писториус – носитель знания, Кромер – манипулятор и вымогатель), символизирующими образы-архетипы психики, помогают молодому человеку освободиться от влияния семьи и осознать свою индивидуальность. Конец романа исполнен глубокой уверенности в том, что, несмотря на все испытания, личность обладает немалой внутренней силой.
 
Последнее лето Клингзора (1920) – сборник из трех новелл, был назван Гессе «взглядом в хаос». В повести Сиддхартха (1922) на основе древнеиндийской легенды о Гаутаме Будде воссоздается путь «индивидуации», достигаемый через преодоление противоречий между плотью и духом, через растворение собственного «я» в бессознательном и обретение единства с сущим. Здесь нашли свое отражение давний интерес писателя к восточным религиям и попытки синтеза восточного и западного мышления.
 
В 1925–1932 годах каждую зиму проводил в Цюрихе, регулярно бывал в Бадене – по мотивам курортной жизни написана повесть Курортник (1925).
 
В 1927 году вышел роман Степной волк. Мятущийся художник Гарри Галлер, раздираемый фаустовскими страстями, в поисках смысла жизни и духовной цельности проникает в глубины своего подсознания. Герой раздваивается на человека и волка, блуждающего в джунглях большого города. Воссоздается атмосфера внутреннего одиночества и потерянности, противоречий животной и духовной природы человека.
 
В 1926 году Герман Гессе был избран в Прусскую академию писателей, из состава которой через четыре года вышел, разочарованный происходящими в Германии политическими событиями.
 
Действие повести Нарцисс и Гольдмунд (1930) происходит в средневековой Германии. В основе сюжета – духовное взаимодействие воплощающего абстрактное мышление Нарцисса и наивного и непосредственного по натуре художника Гольдмунда. Проблематика – двойственность бытия, противоречие духовного и материального, аскетизма и жизнелюбия, отцовского и материнского, мужского и женского.
 
В 1931 году приступил к работе над своим шедевром – романом Игра в бисер.
 
В повести Паломничество в Страну Востока (1932), напоминающей романтическую сказку, полную символов и реминисценций, описан магический образ Братства – тайного общества единомышленников, стремящихся достичь вершин духа и проникнуть в тайну бытия.
 
Роман Игра в бисер был опубликован в Швейцарии в 1943 году в разгар Второй мировой войны. В центре – метафора культуры как игры, «игры в бисер». Речь идет о перевоссоздании культуры на основе уже имеющихся достижений человечества. Образ Касталии 25 века и игры в бисер – прообразы идеального государства и места в нем духовной культуры. К требованиям самодисциплины ордена «игроков в бисер» относятся ответственность, сосредоточенность, совершенствование своей способности к внутри- и межкультурной коммуникации и передаче навыков своего искусства ученикам. Ставится проблема «правильного соотношения» мирского бытия и аскезы, отношений государства и церкви и т.д.
Судьбы культуры рассматриваются в романе сквозь призму автобиографии «магистра игры в бисер» Йозефа Кнехта. В контексте замысла книги повторяются темы прежних романов – ученичество, дружба единомышленников, поиск себя в мире культуры, способность находить гармонию между противоположностями и т.д. Роман вобрал в себя и наиболее важные жизненные впечатления Гессе – черты братства общины его родителей-пиетистов, учебу в семинарии, становление его как писателя и мастера и т.д.
 
Нобелевская премия 1946 года по литературе была присуждена Гессе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль», «за поэтические достижения человека добра – человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм».
 
После Игры в бисер крупных произведений в творчестве Гессе не появлялось. Писал эссе, письма, мемуары о встречах с друзьями – Томасом Манном, Стефаном Цвейгом, Теодором Хайсом и др., переводил. Увлекался живописью – писал акварелью, вел обширную переписку.
 
Последние годы безвыездно жил в Швейцарии. Умер в Монтаньоле 9 августа 1962 года во сне от кровоизлияния в мозг; похоронен в Сан-Аббондино.
 
Награжден Цюрихской литературной премией Готтфрида Келлера, Франкфуртской премией Гете, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев и т.д.; был почетным доктором Бернского университета.
 
До выхода романа Игра в бисер был известен в основном немецкоязычным читателям и узкому кругу знатоков литературы в других странах. В 1960–1970-е годы его популярность вышла за пределы элитарных кругов – Игра в бисер была признана «культовым» произведением в молодежной среде. Роман был популярен среди хиппи США, где под руководством Тимоти Лири для тех, кого интересовали эксперименты по «расширению» сознания, была создана община под названием Касталия.